Автомобиль прежде всего следует назвать среди всех “земных” открытий Леонардо да Винчи. Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части, поэтому дизайн “кузова”, которым могла бы обладать такая машина, до нас не дошел.
Самодвижущаяся повозка да Винчи была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних колеса были независимы друг от друга, а их вращение производилось сложной системой шестеренок. Кроме переднего колеса, было еще одно — маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге.
Предполагается, что эта идея родилась у Леонардо в далеком 1478 году. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать “самобеглую коляску”, приводимую в движение силой двух человек, а действующие паровые автомобили появились несколькими десятилетиями позже.
Первым наземным самоходным средством для передвижения был огромный трехколесный экипаж с паровым двигателем, построенный в 1769 году французом Никола Куньо. Он передвигался со скоростью 5 км/час.
В 1789 году американец Оливер Эванс построил четырехколесный фургон весом 19 тонн.
Джордж Болдуин Селден, юрист из г. Рочестер, в конце 70-х гг. XIX века заявил об изобретении «уличного локомотива» . Если верить Селдену, он задумал самодвижущийся экипаж еще во времена Гражданской войны в США, но в реальную конструкцию свой замысел так и не воплотил. Возможно, поэтому, подав первую заявку на патент аж в 1877 г. , он смог получить последний только спустя восемнадцать лет, в 1895 г. , когда каждый мог убедиться в том, что такие игрушки действительно ездят. Однако он отлично поднаторел в законах, и его последняя заявка оказалась сформулирована настолько филигранно, что под нее подходил практически любой автомобиль. Селден запатентовал конструкцию авто, как таковую, с описанием общей компоновки и принципов действия: в патенте за N 549.160 от 5 ноября 1895, в частности, значилось, что изобретен «безлошадный экипаж с легкими колесами и багажником, легкий в управлении и производящий достаточно энергии для своего передвижения» .
Вот этот чертеж Джордж Селден приложил к заявке на патент.
Первая работающая на бензине (с двигателем внутреннего сгорания) машина была создана в 1887 году немцем Готлибом Даймлером.
В 1895 году англичанин Ланчестер усовершенствовал автомобиль пневматическими шинами и колесами со спицами.
В России в 80-е годы XVIII в. над проектом автомобиля работал известный русский изобретатель Иван Кулибин.
Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году и показан на Всероссийской выставке, приуроченной к Нижегородской ярмарке.