Тайная Вечеря. Конец XIV в. Андрей РублёвТайная вечеря. В праздник Пасхи Иисус вместе со своими двенадцатью учениками собрался вкусить пасхального агнца. Первосвященники и книжники искали способ погубить Христа и уже договорились с одним из Его учеников Иудой, прозванным Искариотом, что он предаст за деньги учителя.
В день опресноков (Пасха) Христос и апостолы собрались за столом. На этой встрече было установлено Спасителем таинство причащения. Он взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: “Сие есть Тело Мое... ”. Потом дал чашу вина со словами: “Сие есть Кровь Моя Нового Завета... ”. На иконах Христос и апостолы сидят вокруг праздничного стола, на котором — чаша, хлеб. Иуда протягивает руку к солонке. Апостол Иоанн склоняет голову к Христу.
Считается, что икона “Тайная вечеря” из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля написана сотоварищем Андрея Рублёва Прохором с Городца. Изобразительное решение сцены, поза, жест и выражение лица Христа, позы апостолов, особенно Иоанна, Петра и Иуды, наиболее точно соответствуют словам Евангелия от Иоанна: “...Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он припав к груди Иисуса, сказал Ему: “Господи! Кто это? ”. Иисус отвечал: “Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам”. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту”.
Андрей Рублёв (ок. 1360-ок. 1430) - самый крупный и гениальный древнерусский живописец. Первое летописное упоминание о нём относится к 1405. Рублёв А. был иноком московского Андроникова монастыря, тесно связанного с Троице-Сергиевой обителью. С его именем связан величайший расцвет московской школы живописи XIV-первой пол. XV вв. Он написал иконы "Троица" (1411 или 1420), "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел", "Жёны-мироносицы", выполнил миниатюры Евангелия Хитрово (н. XV в.) . Феофан Грек и Андрей Рублёв в 1405 совместно расписали Благовещенский собор в Москве. Совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и Прохором из Городца в 1408 он расписал Успенский собор во Владимире и в 1422 - Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Самостоятельно Рублёв расписывал собор Успения на Городке под Звенигородом, которые частично сохранились, Спасский собор Андроникова монастыря (фрагменты) . Творчество Рублева было посвящено исканию совершенного человека. Смысл искусства для него состоял в том, чтобы создать образы, которые полны возвышенной духовной красоты. В своём искусстве он стремился передать мечту о свободном человеке. Несмотря на несомненное влияние Феофана Грека, Рублёв сохранил свою манеру письма - современники говорили, что фрески Рублёва "дымом писаны". Его письму присущи гармоничность, лёгкость, плавность, гибкость линий, ритмичность. В конце жизни Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где и скончался. Согласно решениям Стоглавого собора за образец для иконописцев было решено принять творчество Андрея Рублёва. 18 ФВ 1969 в Московском доме кино прошла премьера фильма Тарковского А. А. "Андрей Рублёв".
Желательно подробно.