Идея эстафеты олимпийского огня основана на античной традиции «прометейи» – состязании бегунов с горящими факелами. Однако в современной олимпийской истории ее впервые использовали в 1936 году на XI летних Играх в гитлеровской Германии, о чем сейчас предпочитают не вспоминать. Та эстафета от начала до конца была обставлена в нацистской эстетике: с маршами, вскинутыми вверх правыми руками и истинным арийцем Фрицем Шилгеном в роли главного факелоносца.
Сначала все эстафеты проходили сугубо функционально – зажгли, побежали, передавая огонь из рук в руки, доставили на стадион. Первая эстафета заняла всего-то 12 дней. Состязания в изобретательности начались позже.
В 1948 году ради Олимпиады в Лондоне факел впервые совершил морское путешествие. Для Игр-56 в Мельбурне огонь поместили в шахтерскую лампу и доставили по воздуху. Факельная эстафета Олимпиады в Монреале–76 прошла даже через космос: импульс электромагнитной энергии через спутник в Олимпии передали на американский континент с помощью лазера.
Организаторы последних летних Игр 2000 года в Сиднее опустили огонь на самое дно Тихого океана, в район Большого Барьерного рифа. А хозяева Олимпиады 2008 года в Пекине, наоборот, грозятся поднять его до небес – на самый Эверест.
h ttp://
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]Олимпийский факел берлинской олимпиады 1936 года
Эстафета олимпийского огня — изобретение тревожного ХХ века. В древних Играх огонь имел сакральное значение: пламя пылало на алтарях в храмах Зевса и Геры в Олимпии, где победители обычно возносили хвалу богам и совершали жертвоприношения. Церемониальные эстафеты были грекам незнакомы: перед началом Олимпиад в разные города страны отправлялись увенчанные оливковыми венками глашатаи, которые на центральных площадях объявляли о времени проведения Олимпийских игр и приглашали принять в них участие всех желающих.
Впервые олимпийский огонь появился в программе берлинских Игр 1936 года. Германию в то время озаряло пламя нацистских факелов: штурмовики, как правило, отмечали народные праздники огненными шествиями. Позднее эта практика распространилась и на нацистские съезды, где многотысячные колонны при свете факелов ночь напролет маршировали по улицам Нюрнберга.
Историки сходятся во мнении, что эффектный способ доставки огня из Олимпии был подсказан Гитлеру профессором истории Карлом Димом, который отвечал за проведение Игр в Берлине. Идея настолько понравилась фюреру, что для ее осуществления были незамедлительно выделены специальные средства.
Первый факел, спроектированный скульптором Лемке, внешним видом напоминал непропорциональную катушку для ниток, сделанную из полированной стали. Свою лепту в популяризацию этого символа внесла и кинорежиссер Лени Рифеншталь, создавшая фильм «Олимпия» , где подробнейшим образом показана первая в истории эстафета олимпийского огня. Кстати, на Играх в Берлине впервые появляются и пять сплетенных разноцветных колец — символ, придуманный бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году к шестой по счету Олимпиаде. По мысли француза, он должен был подчеркивать преемственность олимпийского движения, поскольку каждое кольцо обозначало одни из предшествующих Игр. Теперь сплетенные кольца символизируют единство пяти континентов.
http://sportcom.ru/portal/world/articles/25.html Олимпийский факел Мельбурн, 1956