ОТ СТРАХА ПЕРЕД ЭТИМ ЖИВОТНЫМ ...
Куда бы ни обращал свои взоры египтянин, всюду видел он вокруг себя божеские существа. Вся окружающая природа была населена богами, и вся жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их закономерным движением, плодородная мать-земля, полный таинственности, благословенный Нил казались ему могущественными божествами, без помощи которых он не мог обойтись.
Какая внутренняя связь существует между животным и божеством в том виде, как мы его видим в его различных функциях и культе, и вообще возможна ли какая бы то ни было подобная связь - этого, очевидно, нельзя решить в каждом отдельном случае. Почему нильским божествам поклонялись в образе баранов? или почему в Омбосе крокодил почитался создателем и защитником людей?
Многие животные, как, например, ястреб или кошка, пользовались более или менее всеобщим почитанием; иные почитались только в некоторых округах, в другие же их не терпели: таковы, например, крокодил и гиппопотам; тысячи животных мумий попадаются в различных местах Египта: тут есть крокодилы, кошки, ласточки ихневмоны и т. д. Эти семейства животных обязаны своею святостью отчасти тем или иным богам и богиням, избравшим своим местопребыванием один из экземпляре животных данного семейства. Как далеко простиралось поклонение животному царству, сказать мы не беремся; можно только предположить с большей или меньшей вероятностью, что простой человек поклонялся змее, гусю или кошке, приблизительно так же, как негр поклоняется своему фетишу.
Служители культа крокодила также мумифицировали своих идолов. В коллекции музея в Каире находится искусно выполненная мумия рептилии примерно шестиметровой длины. Античные авторы, такие как Геродот, упоминали о том, что крокодила как священное животное часто украшали серьгами и браслетами. В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золотыми серьгами и кольцами, принимая от всех жителей древнего Египта знаки почитания и благоговения. Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила даже употребляли в пишу.
Первое заключалось в акте животного, олицетворяющего бога (как известно всем еще со школы, пантеон Египта составляли зверобоги) , со специально подготовленной (видимо, одурманенной) девушкой. Бывало, что несчастная умирала в страшных мучениях от свершившегося, а бывало, что гибла в пасти "партнера". Например, специально прикормленный при храме бога Себека крокодил ни в какую не покушался на честь жертвы, а предпочитал съесть. Но это все равно считалось "браком", потому что крокодил утаскивал жертву в укромное место отлежаться - свежее они не едят.
Источник: Бог Себек изображается с головой крокодила; крокодил признавался священным животным этого божества. Греческие авторы называют его Сухосом. Это был местный бог Омбоса в Верхнем Египте и многих других городов в Фаюме. Во всех тех городах, где воздавали культ Себеку, крокодилы считались высокосвященными животными, тогда как в остальном Египте повсеместно на них смотрели, как на животное Тифона. Между Себеком и Сетом, которого также почитали в Омбосе, существовала некоторая связь, определить которую ближе невозможно; благодаря этому культ Себека потерял в позднейшее время свое первоначальное значение. Пирамидные надписи упоминают о Себеке как о владыке Шедета в Фаюме; значение его было так велико, что он был включен в теологическую систему в качестве сына богини Нейт. Культ его, кажется, особенно возвысился в эпоху 13-й династии; многие цари носят имя Себекхотеп, да и вообще очень часто встречаются собственные имена, произведенные от слова "Себек". В эпоху 12-й династии он уже именуется Себек-Ра и почитается солнечным божеством. В Омбосе наряду с Себеком почитался старший Горус. Трудно отгадать первоначальное значение и смысл бога-крокодила и решительно невозможно придумать, почему жителям Омбоса и Фаюма вздумалось сделать крокодила своим высшим божеством и покровителем.