Попытки найти способы оживления рисунков посредством специальных аппаратов задолго предшествуют появлению кинематографа. Молодой бельгийский профессор Жозеф Плато построил еще в 1832 году маленький лабораторный прибор - фенакистископ, конструкция которого основана на способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения. Изобретение фенакистископа значительно приблизило нас к молодому искусству рисованного фильма и вообще к созданию кинематографа. Вскоре после фенакистископа возникла идея проецировать рисунки с диска на экран.
В 1853 году немец фон Ухациус сконструировал аппарат, при помощи которого рисунки проецировались на экран.
Слово "мультипликация" в переводе с латинского означает умножение. Применительно к кинематографу мультипликация означает покадровую съемку статических рисунков или кукол, изображающих отдельные фазы движения, в результате чего на экране получается непрерывное движение.
Принцип разложения движения на отдельные фазы был известен давно. Еще в древних рисунках и росписях можно увидеть изображение животных с большим количеством ног, а людей с восемью-десятью руками. Это не прихоть художника, а желание передать в рисунке различные моменты движения, танца, бега, ходьбы. Задолго до появления кинематографа, принцип разложения движения на отдельные фазы нашел применение в стробоскопических приборах. Художник разлагал простейшие виды движения на отдельные последовательные фазы, которые рисовал на диске или бумажной ленте, а затем с помощью стробоскопического прибора воспроизводил движение перед глазами наблюдателя или проецировал его с помощью волшебного фонаря на экран. Здесь мы имеем дело не только с разложением движения на отдельные фазы, но и с их синтезом, т. е. с мультипликацией.
Значительную роль в развитии мультипликации сыграли американский художник и оператор Стюарт Блэктон и весьма изобретательный испанский оператор Сегундо де Шомон.
В 1906 году американская компания The Vintagraph Co. Of America выпускает один из первых мультипликационных фильмов, снятых на киноплёнку — Humorous Phases of Funny Faces.
Фильм был показан в кинотеатрах 6 апреля 1906 года и длился три минуты и шесть секунд. Простенький фильм режиссера Стюарта Блэктона представлял собой серию простых рисунков с изображением забавный человечков, нарисованных мелом на доске. На этих рисунках человек пускал облачка сигарного дыма, его возлюбленная закатывала от дыма глаза, собака прыгала через овраг и жонглер - жонглировал. Посмотреть его можно здесь
http://www.animationarchive.org/ Фильм пользовался большим успехом не только в Америке, но и в других странах. В России он демонстрировался под названием "Мечта курильщика".
Сегундо де Шомон начал свои опыты в области мультипликации в 1904-1905 годах, когда он работал в барселонской мастерской фирмы Патэ. Шомон придумал новый прием съемки надписей. Беспорядочно разбросанные в кадре буквы сами складывались на глазах зрителей в различные надписи. Прошло уже более пятидесяти лет, но и сегодня этот способ съемки надписей применяется в ряде фильмов.
Подлинными изобретателями и Пионерами Искусства мультипликации считают Эмиля Коля (в рисованном фильме) и Владислава Старевича (в кукольном фильме) . Как тот, так и другой помимо технических приемов и методов в своих работах стремились к решению художественных задач, и в этом их большая заслуга как создателей особого вида киноискусства.