Прототип киношного МУХТАРА - немецкая овчарка по кличке Султан.
Сценарий фильма «Ко мне, Мухтар! » написал Израиль Меттер. Взяться же за перо его заставил один весьма примечательный случай. Однажды писатель зашел в Ленинградский музей криминалистики, где его внимание привлек пожилой мужчина в милицейской форме, который стоял возле чучела собаки и плакал. Познакомившись с майором милиции в отставке Петром Бушминым, сценарист узнал историю немецкой овчарки по кличке Султан, которая и легла в основу сценария. В кино Султан по идеологическим причинам превратился в Мухтара, а Петр Бушмин стал лейтенантом Глазычевым, роль которого и сыграл Юрий Никулин.
Историю Султана и его хозяина в послевоенном Ленинграде помнили многие. Вместе они проработали десять лет, участвовали в задержании почти трех тысяч преступников, вражеских агентов и диверсантов и вернули государству украденных ценностей более чем на 3 миллиона полновесных советских еще рублей.
В кино, разумеется, историю приукрасили. На самом деле Султан был очень свирепым псом, который признавал только хозяина. Однажды на дежурстве едва не порвал какого-то сотрудника милиции – тот просто хотел его погладить. Даже пищу Султан не брал ни от кого, кроме Бушмина.
Несмотря на свой крутой нрав, Султан был совершенно уникальной следовой собакой. В 1942 году с его помощью был задержан фашистский шпион, который убил троих наших солдат, а затем прострелил себе руку и под видом раненого красноармейца спрятался в госпитале. Султан отыскал не только диверсанта, но и нож, которым тот убил часовых.
В другой раз летчики на аэродроме под Ленинградом обнаружили, что с самолетов сняты навигационные приборы, без которых просто невозможно подняться в воздух. Ситуация сильно осложнялась тем, что работать Султану и Бушмину пришлось в сильнейший мороз, в условиях, когда другие собаки сразу теряют след. Но Султан безошибочно отыскал землянку, в которой спрятались диверсанты. Не спасло злодеев даже то, что в помещении было накурено так, что впору топор было вешать. Рядом с землянкой нашли и пропавшие из самолетов приборы. Таких историй на счету Султана и Петра Бушмина тысячи.
Пес оказался единственной милицейской ищейкой, уцелевшей в блокадном аду и дожившей до Победы. Султан работал до конца 40-х, но потом возраст стал брать свое, сказались и ранения, которые он получил при исполнении. Сначала пес потерял зрение, потом слух и был освобожден от службы.
Пса прикрепили к ресторану «Астория» и поставили на довольствие. Тогда шутили, что Султан – единственная собака, которая была на пенсии в «Астории» .
Источник:
http://www1.sobesednik.ru/yellow/index.php?id=1&ar...