Мария
Гуру
(4332)
16 лет назад
Бобов Пифагор запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, объяснял он так: когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило зарождение и разделение – зарождались животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы. А несомненные доказательства этому он приводил такие: если боб разжевать и жвачку выставить ненадолго на солнечный зной, а потом подойти поближе, то можно почувствовать запах человеческой крови; если же в самое время цветения бобов взять цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закрыть крышкой и закопать в землю на девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в нем окажется детская голова или женская матка.
Как утверждают историки, это египетское влияние. Как и египетские жрецы, пифагорейцы запрещали употреблять в пищу бобы и даже прикасаться к ним, потому что по легенде бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса Загрея.
Платон находился под влиянием философских положений Пифагора. И его положения вполне совпадают с положениями Пифагора с той лишь разницей, что Платон допускает для некоторых душ возможность избегнуть необходимости жить в теле. Но это только души истинных философов, друзей юности, которые "всегда умеют овладеть своими страстями, не поддаваясь их влечениям; отрешившись от земных забот, они заняты лишь божественным и твердо верят, что умереть, уйти из этой жизни - значит перейти от зла к добру. Но таких людей немного, добавляет Платон, - народ не может быть философом.
В виду такого взгляда на сущность жизни, если в своих предписаниях относительно пищи Платон и допускал в некоторых случаях употребление мяса, например, для солдат, то во всяком случае для граждан предначертанной им идеальной республики он хотел лишь растительной пищи. "Пищей их должна быть, говорил он, ячменная и пшеничная мука, из которой они будут делать себе хлебы и пироги. Кроме того, у них будет соль, маслины, сыр, лук и другие овощи, которые производит земля: фиги, горох, бобы жареные, все это они будут есть, умеренно запивая вином"... Итак, мы видим, что запрещение Платона, вопреки Пифагору, не распространялось ни на бобы, ни на вино. Впрочем, он не советовал предлагать вино юношам до 18 лет: к чему подливать масло в огонь, сжигающий юношеское тело и душу, пока ему еще нет исхода в труде. Даже излишество в употреблении вина осуждалось Платоном лишь для людей, не достигших 40-летнего возраста, которым он советовал пить умеренно. Люди же перешедшие этот возраст, "могут предаваться радостям пирушек, пользуясь божественным напитком, который дарован людям, чтобы усладить суровую старость, возвратить ей живость юных лет, рассеять печали, смягчить жестокость нравов, как огонь размягчает железо, и сделать нас как-то проще и благосклоннее".