Адмиралтейство
Заложенное 5 ноября 1704 г. на Неве, петербургское Адмиралтейство строилось быстро. Россия, вышедшая к берегам Балтики, нуждалась в мощном флоте, в кораблях военных и торговых. Поэтому Адмиралтейство было построено в центре города на левом берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, пушки которой должны были служить надёжной защитой кузницы русского флота.
Сама верфь тоже являлась своего рода крепостью, и планировка её соответствовала требованиям фортификационной науки того времени. Со стороны суши её защищали мощные полевые укрепления - широкий ров, вал с многочисленными пушками. На большом расстоянии к востоку и западу было свободное пространство: местность вокруг крепости должна была просматриваться на 300 сажен.
Первоначально Адмиралтейство было большим четвероугольным местом, застроенным с трех сторон десятью эллингами (помещениями для постройки и ремонта судов) , деревянными магазинами (складскими помещениями) и деревянною посреди башнею с железным шпицом. С 1711 по 1718 год Адмиралтейство окружено было рвами, одетыми камнем и плитами, позади их возвышался вали парапет с шестью бастионами; застроено оно было с трех сторон и открыто на Неву; против открытой стороны находился большой въезд, или главные ворота; над последними были устроены палаты для заседания адмиралтейств-коллегий; вокруг здания лежали строительные материалы и шли разные мастерские, большие кузницы; в одном из флигелей была рисовальная зала, где чертили планы кораблей. В коллегии преподавалось военное искусство.
Через год после начала строительства Адмиралтейства человек, руководивший работами, рапортовал князю А. Д. Меньшикову: "При Санкт-Питер-Бурхе на адмиралтейском дворе милостию божиею всё хранимо и вокруг того двора крепость строением совсем совершилась и ворота подъёмные к нему и по бастионам по всем пушки поставлены и рогатками обнесены". Адмиралтейство росло, совершенствовалось. Первый корабль был спущен на воду уже 29 апреля 1706 г. К 1715 г. там работало около 10 тысяч человек. Состояло Адмиралтейство из деревянных и мазанковых длинных корпусов, расположенных буквой "П" длиной 200 сажен, шириной - 100, открытой частью к Неве. Вокруг по-прежнему лежали пустыри. Слева находился обширный луг, на котором адмиралтейские рабочие и ремесленники устраивали кулачные бои. По другую сторону был расположен городской, а позже дворцовый выпас для скота.
Адмиралтейство при Александре I имело пять доков, в нем с 1710 по 1825 год было построено 253 корабля, кроме значительного числа фрегатов и мелких судов. В царствование императора Александра I Адмиралтейство было перестроено, на место бывшего гласиса (пологой земляной насыпи) и покрытого пути сделан широкий и тенистый бульвар в три аллеи, который вскоре и стал самым модным гуляньем петербуржцев.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства считается одним из символов города Санкт-Петербурга. На фасаде здания можно обнаружить скульптуру, образы которой навеяны морем, легендами и мифами, связанными с морской стихией. Что также отображает значимость, располагаемой в этом здании военно-морской структуры.
Считается, что прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный корабль «Орел» , построенный царем Алексеем Михайловичем.
Вечно мчится к его ожидающим людям… »
2-«И венцом золотым устремляется ввысь
Гордость и красота всероссийского флота