Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Откуда пошло выражение: ...с гаком? Что такое, этот гак?

Оракул (56702), закрыт 6 лет назад
Лучший ответ
Прежде всего, надо разобраться, какой здесь "гак". Только у Фасмера их два:
I."железный крюк", морск. , заимств. из голл. haak.
II. "мера земли в Остаейзерских провинциях", начиная с Петра I, из нов. в. -н. Haken.
У Даля есть оба эти значения, но никаких "с гаком" в смысле "с небольшой прибавкой нет". Похоже, что выражение все-таки из украинского. У Гринченко (1909) есть два выражения: "з гаку плодити отару" - браться досматривать стадо овец, получая за это от хозяина тридцатую овцу (со ссылкой "Основа, южнорусский литературно-ученый вестник. Спб. 1862), и "з гаком" - с лишком, с небольшой прибавкою. Причем, именно в таком порядке - наводит на мысль, что второе производное от первого. Так что версия не единственная.

Остальные ответы
Толковый словарь Д. Н. Ушакова:
Гак (м) - Добавок, излишек.
Гак
Гак БСЭ
(от нем. Haken - соха) , окладная единица на территории Эстонии и Латвии в период феодализма, согласно которой определялись размеры повинностей феодалу и государству. Самым распространённым был т…
Гак Ушаков
а, м. (обл.) . Добавок, излишек. Часа три с гаком. Кило два с гаком…
Гак Брокгауз и Ефрон
1) морск. , металлический крюк. -2) Гак или гакен (Hacken), кадастровая мера, принятая в Лифл. и Эстл. губ при оценке поземельной собственности: существ. с XV и XVI ст. ; с понятием Г. соединяется…
Гак Морфемно-орфографический словарь
(с гаком 'с лишком')…
Грузовой гак . Естественные науки
стальной кованый крюк с вертлюгом, крепящийся к грузовому шкентелю и предназначенный для подъема груза…
Гак Шлема-Илья Иоселевич Революционеры
мещанин. Род. ок. 1874 г. Арестован 29 апр. 1901 г. и привлечен по делу о распространении в Харькове с. -д. изданий. Обвинялся в том, что помогал Л. Гальперу распространять "…
словарях есть целых два гака, но оба не те, что нам нужны. Первый гак — это мера площади земли, которая использовалась в странах Прибалтики и происходит от нижненемецкого Haken — «соха; пахать сохой» . Это слово имеет общие корни со вторым гаком, который обозначает железный или стальной крюк, используемый на судах. Этот гак появился во времена Петра I, придя с другими морскими терминами из голландского языка: haak значит «крюк» .

При чём же тут довески и добавки к разным мерам? Существует несколько версий. По одной из них, рыбу раньше взвешивали, цепляя на весы вместе с крюком — гаком. В таком случае, например, «пуд с гаком» должно было означать, что чистый вес на самом деле меньше, чем пуд. Однако в выражении «сколько-то с гаком» заключён прямо противоположный смысл. Поэтому данная версия не представляется вполне убедительной.

По другой версии, гаками назвали повороты, крюки в дороге, удлиняющие путь. А долго нам ещё ехать? Ещё километров 30... да гак — километров 10 (В. Шукшин) . Некоторые этимологи находят этому подтверждение в украинском языке, где дати гаку и зробити гак означает «пройти, проехать небольшое расстояние, двигаясь кружным путем» .

Как бы то ни было, «с гаком» вполне можно назвать синонимом другому подобному выражению: «с хвостиком» , ведь и хвостики бывают крючком.
Кто такой гак?
23:01

Когда человеку перевалило за каку-то круглую дату, про него иногда говорят «ему тридцать\сорок ...с гаком» . Если речь идёт о расстоянии или весе, можно услышать и «пять километров с гаком» , и «центнер с гаком» . Что же такое гак, мерой чего он является?

В словарях есть целых два гака. Первый — это мера площади земли, которая использовалась в странах Прибалтики и происходит от нижненемецкого Haken — «соха; пахать сохой» . Это слово имеет общие корни со вторым гаком, который обозначает железный или стальной крюк, используемый на судах. Этот гак появился во времена Петра I, придя с другими морскими терминами из голландского языка: haak значит «крюк» .

При чём же тут довески и добавки к разным мерам? Существует несколько версий. По одной из них, рыбу раньше взвешивали, цепляя на весы вместе с крюком — гаком. В таком случае, например, «пуд с гаком» должно было означать, что чистый вес на самом деле меньше, чем пуд. Однако в выражении «сколько-то с гаком» заключён прямо противоположный смысл. Поэтому данная версия не представляется вполне убедительной.

По другой версии, гаками назвали повороты, крюки в дороге, удлиняющие путь. А долго нам ещё ехать? Ещё километров 30... да гак — километров 10 (В. Шукшин) . Некоторые этимологи находят этому подтверждение в украинском языке, где дати гаку и зробити гак означает «пройти, проехать небольшое расстояние, двигаясь кружным путем» .

Как бы то ни было, «с гаком» вполне можно назвать синонимом другому подобному выражению: «с хвостиком» , ведь и хвостики бывают крючком
Это мера длины, сколько не помню.
Рассказ Гяйдара "Чук и Гак" :))))) В грузинском переводе...