В 1878 году в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут (США) появился первый в мире телефонный справочник - карточка с пятьюдесятью названиями в семи рубриках.
Он был напечатан на самой дешевой бумаге, которая была желтого цвета. Впоследствии, в 20 веке, появилась традиция печатать телефонные справочники на желтой бумаге, имеющей высокое качество и изготавливаемой специально для справочников. В настоящее время словосочетание "желтые страницы" стало нарицательным.
В 1892 году, когда появился первый телефон в Москве, телефонных справочников не было - номера абонентов просто печатали в газетах.
С 1901 года Московская телефонная сеть перешла (на основе тендера) от "Телефонного Общества Белла" к Шведско-Датско-Русскому акционерному обществу. Число ее абонентов достигло 2 866, но телефон все еще оставался роскошью. Списки владельцев телефонов и их номера публиковались в газетах "Московские ведомости", "Русские ведомости", а также в брошюрах, выдаваемых вновь подключившимся.
Принципиально новый подход компании к развитию телефонии отразился и на списке абонентов, который превратился в полноценный справочник с перечнем служебных телефонов: полицейских и пожарных частей, дежурных врачей, аптек, гимназий, канцелярии Московского губернатора, начальников вокзалов и похоронных контор. Среди владельцев личных телефонов значились крупные коммерсанты, промышленники, люди из "высшего света" (граф П. А. Шувалов, князь В. М. Голицын и др.) .
Будучи служебным изданием, первый телефонный справочник был построен не по привычной для нас алфавитной системе, а по принципу "гнезд": абоненты располагались (50 на каждой странице) в соответствии с номерами ячеек соединения.