Надежда Сафронова
Профи
(929)
16 лет назад
Проблемы обобщения и систематизация знаний в преподавание
Есть целый ряд вопросов, связанных с процессом обучения который волнует любого педагога:
- как интересовать учащегося заниматься дома?
- как добиться большей эффективности усвоения материала непосредственно на
занятиях?
- как усовершенствовать в преподавании систематизицмя и обобщение тем, разделов курса.
Для разрешения этих вопросов современная методика преподавания отводит больщую роль систематизиции и обобщению знаний. Систематизировать и обобщать знаний можно различными приемами:
1.Составлять письменные и устные ответы обобщающего характера
2.Рещать комбинированные задачи требуюшие знаний из разных разделов курса ( внутри предметные связи)
3.Искать аналогии
4.Составлют сравнительные таблицы
Естественный спрособ научить систематизировать знаний по теме сводиться к постановке вопросов, требующих ответов которые оформляется в виде таблиц. Это можно разделить на три этапа.
Этап I.Выбирается один объект,
Этап II.Рассматривается два или несколько объектов,
Этап III.Сложным видом работы по систематизации и обобщению знаний является составление таблиц ставннения целых разделов или тем. Цель
применения схем в учебном процессе-научить учащихся самостоятельно составлять подобные схемы в новых для них проблемных ситуациях. Этот вид учебной работы является, очевидно, средством согласованного развития памяти и продуктивного мышления учащихся.
В преподавание различных тем курса можно и использоват структурно логические схемы. После изображения структурно логической схемы, педагог, затратив 2-3 мин. учебного времени, разъясняет самое главное, существенное. Этот прием, видимо высщая ступень обобщения и систематизации применительно к усвоению материала, излженного преподавателем и записанного в тетрадях учащимися.
Практика обучения показывает, что доводить при этом до сведения учащихся весь объем предпологаемых конечных результатов учения в системе градации "знай-умей"
нежелательно. Применение таблиц и других схем имеет наибольшое эффект систематизации и обобщении знаний тогда, когда обънм знаний "отображенный" в таблице или схеме не превышает знаний учашихся на 10-15%.