Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Самостоятельная работаь по русскому языку (тире)

Ди@н@ М@шков@ Знаток (351), закрыт 10 лет назад
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ЧАСТЬ Б

Перепишите данные предложения и графически объясните
постановку (или отсутствие) тире между подлежащим и сказуемым в простом
предложении:





1) Грамоте учиться - всегда пригодиться

2) Хлеб в пути не тяжесть.

3) Человек неучёный, что топор неточёный.

4) Аврал - это значит общая работа

5) А ведь обед… - вещь приятная

6) Глубина колодца - девять метров

7) Удивительное дело… сон!



ЧАСТЬ С

Перепишите предложения и расставьте, где это
необходимо, знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Выбор
аргументируйте.

1) Полог единственное спасение от вечерних и ночных
нападений комаров

2) Бедность не порок

3) Глубина там с лодки четыре маховых, то есть шесть
метров

4) Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский
период

5) Талант у него дай бог каждому

6) Дубава, кажется, друг Корчагина

7) Классическая литература всегда учебник жизни

8) Все богачи скряги

9) Какое счастье жить на земле!

10) Моя сестра учительница

Дано: Простые предложения, в которых отсутствие тире между
подлежащим и сказуемым обусловлено пунктуационными правилами:

а) Он (Базаров) нигилист

б) У неё сердце очень доброе, но голова
бедовая. (Т. )

в) Ах, злые языки страшнее пистолета. (Гр. )

г) Это неплохое начало

д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто
ты

е) Мой папа инженер

ж) Офицер этот не чета вам. (Фед. )

з) Сегодня небо точно море

и) Июнь только (лишь) начало лета

к) Сергеев теперь известный художник

л) Пихта тоже дерево

м) Риск, как известно, дело благородное

Ход
работы

1. Перепишите данные предложения, проведите наблюдения
по алгоритму:

а) выделите грамматическую основу в каждом
предложении;

б) укажите, какой частью речи выражены подлежащее и
сказуемое в каждом предложении (у существительных укажите падеж, в случае с
именем прилагательным укажите форму, степень сравнения) ;

в) в предложениях под буквами ж - м графически
обозначьте второстепенные члены предложения, стоящие между подлежащим и
сказуемым; укажите, чем выражены эти второстепенные члены, а также обозначьте
части речи, не являющиеся членами предложения, стоящие между главными членами
предложения.

2. Подведите итог своим наблюдениям, ответив на
вопросы:

а) при каких условиях между подлежащим и сказуемым в
простом предложении не ставится тире?

б) что нужно прежде всего знать и уметь для того,
чтобы правильно поставить тире между подлежащим и сказуемым в простом
предложении?

3. Зафиксируйте свои выводы (схема, таблица, текст) .
Подготовьте устное сообщение на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым» .

ЧАСТЬ Б

Перепишите данные предложения и графически объясните
постановку (или отсутствие) тире между подлежащим и сказуемым в простом
предложении:

1) Это не ошибка

2) Мысль изречённая есть ложь.

3) Старость - чувство капризное

4) Грех не беда, а молва нехороша.

5) Мудрость лишь в истине.

6) Пить чай - удовольствие

7) Мы, коты, - любознательные животные.

ЧАСТЬ С

Перепишите предложения и расставьте, где это
необходимо, знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Выбор
аргументируйте.

1) Искусство всегда преодоление барьеров

2) Ни с чем не сравнимое чувство слышать грачей в
первый раз после шестимесячной зимней смерти!

3) Жизнь прекрасна и удивительна

4) А ведь человек тонкая штука

5) Гром от падения ведра как выстрел

6) Вспоминать необыкновенно интересное занятие

7) В этом городе знать три языка ненужная роскошь

8) Жить прожить не поле перейти

9) Английская орфография сложная

10) «Онегин» есть самое задушевное произведение
Пушкина
Лучший ответ
Ирина Робертовна Махракова Высший разум (3921461) 10 лет назад
ЧАСТЬ Б

1) Грамоте учиться – всегда пригодится. [инф. – глаг. ]

2) Хлеб в пути не тяжесть. [сущ. НЕ сущ. ]

3) Человек неучёный что топор неточёный. [сущ. ЧТО сущ. ]

4) Аврал – это значит общая работа [сущ. – это значит сущ. ]

5) А ведь обед – вещь приятная [сущ. – сущ. ]

6) Глубина колодца – девять метров. [сущ. – словосоч. : числ. + сущ. ]

7) Удивительное дело – сон! [сущ. – сущ. ]

Во всех схемах здесь и далее первая часть речи – подлежащее, вторая, включая НЕ, ЧТО, ЭТО ЗНАЧИТ и пр. , – сказуемое.

ЧАСТЬ С

1) Полог – единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. [сущ. – сущ. ]

2) Бедность не порок. [сущ. НЕ сущ. ]

3) Глубина там с лодки – четыре маховых, то есть шесть метров [сущ. – словосоч. : числ. + сущ. ]

4) Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период. [сущ. ВОТ сущ. ]

5) Талант у него – дай бог каждому. [сущ. – предложение]

6) Дубава, кажется, друг Корчагина. [сущ. , ВВОДНОЕ СЛОВО, сущ. ]

7) Классическая литература – всегда учебник жизни. [сущ. – сущ. ]

8) Все богачи – скряги. [сущ. – сущ. ]

9) Какое счастье – жить на земле! [сущ. – инф. ]

10) Моя сестра – учительница. [сущ. – сущ. ]

Дано: Простые предложения, в которых отсутствие тире между подлежащим и сказуемым обусловлено пунктуационными правилами:

а) Он (Базаров) нигилист. [мест. сущ. ]

б) У неё сердце очень доброе, но голова бедовая. (Т. ) [сущ. прил.] , но [сущ. прил. ]

в) Ах, злые языки страшнее пистолета. (Гр. ) [сущ. прил. ]

г) Это неплохое начало. [мест. сущ. ]

д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. [...], (мест. сущ) , и [...], (мест. сущ. ) Здесь сущ. – подлежащее, мест. – сказуемое.

е) Мой папа – инженер. [сущ. – сущ. ]

ж) Офицер этот не чета вам. (Фед. ) [сущ. НЕ сущ. ]

з) Сегодня небо точно море. [сущ. ТОЧНО сущ. ]

и) Июнь только (лишь) начало лета. [сущ. ТОЛЬКО (ЛИШЬ) сущ. ]

к) Сергеев теперь известный художник. [сущ. ТЕПЕРЬ сущ. ]

л) Пихта тоже дерево. [сущ. ТОЖЕ сущ. ]

м) Риск, как известно, дело благородное. [сущ. ВВОДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ сущ. ]

Второстепенные члены подчёркивайте сами, тем более здесь их не подчеркнёшь.

Все правила, которые, собственно, и являются выводами, изложены в статье «Тире между
подлежащим и сказуемым, или Жизнь с точки зрения кота и рыбки
»

ЧАСТЬ Б

1) Это не ошибка. [мест. НЕ сущ. ]

2) Мысль изречённая есть ложь. [сущ. ЕСТЬ сущ. ]

3) Старость – чувство капризное. [сущ. – сущ. ]

4) Грех не беда, а молва нехороша. [сущ. НЕ сущ.] , а [сущ. прилаг. ]

5) Мудрость лишь в истине. [сущ. ЛИШЬ сущ.

6) Пить чай – удовольствие. [инф. – сущ. ]

7) Мы, коты, – любознательные животные. [мест., обособленное приложение, – сущ. ] Тире здесь факультативно, но есть его можно и не ставить

ЧАСТЬ С

1) Искусство всегда преодоление барьеров. [сущ. ВСЕГДА сущ. ]

2) Ни с чем не сравнимое – чувство слышать грачей в первый раз после шестимесячной зимней смерти! [сущ. – инф. ]

3) Жизнь прекрасна и удивительна. [сущ. прил. и прил. ]

4) А ведь человек – тонкая штука. [сущ. – сущ. ]

5) Гром от падения ведра как выстрел. [сущ. КАК сущ. ]

6) Вспоминать – необыкновенно интересное занятие. [инф. – сущ. ]

7) В этом городе знать три языка – ненужная роскошь. [инф. – сущ. ]

8) Жить прожить – не поле перейти. [инф. – инф. ]

9) Английская орфография сложная. [сущ. прил. ]

10) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. [сущ. ЕСТЬ сущ.]
Остальные ответы
Похожие вопросы