Храмы Кхаджурахо были "открыты" лишь в середине прошлого столетия британским инженером Т. С. Бартом. По каким-то своим делам, а может быть, просто из любопытства он бродил по лесистой равнине, где неожиданно наткнулся на небольшое селение, окруженное доселе никому неведомыми храмами.
Как установили ученые, все сохранившиеся 20 храмов (когда-то их насчитывалось 85) были построены в период между 950 и 1050 годом. Непродолжительное время Кхаджурахо был столицей правившей близлежащими территориями с 9 по 13 век раджпутской династии Чандела, согласно преданию, ведущей свою родословную от бога луны.
К сожалению, в обнаруженных древних индийских фолиантах нет упоминания об этих прекрасных сооружениях и указаний на то, что же подтолкнуло правителей Чандела к строительству грандиозного комплекса. Легенда, передающаяся из уст в уста в течение столетий, гласит, что родоначальник династии приказал построить первый храм в честь своей матери Хемвати, которая после непродолжительной, но страстной любовной связи с богом луны зачала и воспроизвела его на свет. К работе были привлечены тысячи искусных архитекторов, скульпторов, каменотесов. Затем, видимо, родилась идея основать на этом месте религиозный центр.
Каждый храм - сложное архитектурное сооружение. Все они подняты на высокие каменные платформы, над тщательно разработанным цоколем возведены несколько ярусов скульптурных барельефов.
Художественные достоинства и культурно-историческое значение скульптур на храмах бесспорны и давно оценены по достоинству. Однако чаще всего о Кхаджурахо говорят как об одном из немногих сохранившихся на Земле мест, где широко представлена старинная религиозная эротическая скульптура. Ведь не зря же здешние храмы называют "энциклопедией индийского искусства любви".
Действительно, тема сладострастия проходит лейтмотивом во многих скульптурных композициях храмовых барельефов. Древнее искусство интимных отношений между женщиной и мужчиной представлено здесь во всем многообразии движений и поз, порой, казалось бы, самых невероятных. Почти на всех кхаджурахских храмах имеются барельефы с изображением женской страсти.
Эротическая скульптура храмов Кхаджурахо отражает тантрическую доктрину в индуизме, которая обрела популярность со времени династии Чандела. Тантризм - противоположность аскетизму. По мнению его последователей, по своей природе женщина воплощает божественную силу творения, а чувственная любовь, выраженная в физическом слиянии мужчины и женщины и представляющая собой акт творения, как и духовное совершенствование, возвышает человека, приближает его к абсолютной истине, к небесам. Причем наиболее искусным формам сладострастия тантризм придает ритуальное значение: чем изощреннее человек в том, что относится к высшему проявлению жизни - акту творения, тем он ближе к Богу.
Скульптуры, изображающие сексуальные сцены из кама-сутры и сцены группового секса: