Top.Mail.Ru
Ответы

Когда и в какой стране появились первые витражи? где широко применялся этот вид искусства?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
17лет

Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло) . Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты. Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно. Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры. Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения.


Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские. Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.


Технология создания витражей достаточно сложна. Изначально выбранный сюжет преобразуется в шаблон, по которому в дальнейшем разрезают цветное стекло. Кусочки стекла обжигают и соединяют с помощью специальных свинцовых тонких полосок. Хотя технология изготовления витражей в наше время очень многогранна, древние основы остаются применимы до сих пор и практически не меняются. Важным этапом в этой технологии является изготовление цветного стекла. Ведь от его качества и окраски зависит внешний вид всего окна. Есть множество вариантов смешений разных веществ, но традиционно стекло получают путем соединения песка, извести, поташа и флюса. После смесь варится продолжительное время в специальной печи.

Аватар пользователя
Мыслитель
17лет

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. Слово «витраж» имеет французское происхождение («vitrage» - остекление) , но восходит к латинскому «vitrum» - стекло. Дневной свет, особенно солнечный, проходя через оконные витражи, преображается сам и преображает весь дом. Помещения наполняются подвижным цветным воздухом, который колеблется, как марево, радуя обитателей дома постоянной игрой красок. Если же витраж служит потолочным плафоном, окном-обманкой или декоративным панно на стене и подсвечивается, то пространство дома как бы раздвигается и возникает ощущение глубины. Древнейшим европейским витражам, раскопанным в Риме, больше 2 тысяч лет. Древние египтяне уже использовали кусочки цветного стекла, но итальянцы закрывали окна сначала пластинками алебастра и селенита. В этих пластинках на просвет был виден изысканный рисунок прожилок. Уже тогда полупрозрачные окна, смягчая жар средиземноморского солнца, дарили интерьеру цветной полумрак. В VI в. цветное стекло считали сплавом драгоценных камней. Окна построенного в это время храма Святой Софии в Константинополе были уже по-настоящему витражными. В начале Средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Стекло использовалось только красное, синее и бесцветное. Его фигурные кусочки, вырезанные по лекалам, закреплялись между полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического паечного витража. Лучшими в мире считаются французские витражи - наследие готики. Своим рождением они обязаны новой конструкции храмов, благодаря которой в стенах появились многометровые проемы. «Изюминкой» новой архитектуры стала стрельчатая готическая арка. В начале XX в. витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван де Вельде, Франк Ллойд Райт, Чарльз Ренни Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал. Новые строительные технологии и способы обработки стекла, применение для переплетов пластобетона, латуни и алюминия, и эпоксидных смол для склейки помогли архитекторам осуществить настоящую экспансию витража в современную архитектуру. Ныне витраж - произведение не только монументальной живописи, но и декоративно-прикладного искусства.

Источник: <noindex><a rel="nofollow" href="http://www.kristal-spb.ru/istoriyavitrazha/" target="_blank">http://www.kristal-spb.ru/istoriyavitrazha/</a></noindex>
Больше по теме