А) Папа, я считаю, что мне пора иметь отдельную комнату. Во-первых, я уже взрослый, и мне неудобно спать с сестрой в одной комнате. Во-вторых, она тоже растёт, ей уже 11 лет, и ей со мной неудобно. В-третьих, я ложусь спать позже, чем сестра.
б) Мама, надо сестрёнку отселить в комнату к бабушке. Мне уже трудно с ней жить – и я уже взрослый, и она быстро растёт. Мы уже друг другу мешаем, начинаем ссориться. Я с бабушкой уже говорил, она вроде не возражает. Поговори, ты ещё с ней, чтобы она согласилась Давай, а? И папа, я думаю, не будет против.
в) Слушай, Леночка, мы с родителями решили, что ты сегодня переедешь в комнату к бабушке. Тебе там будет лучше, чем в нашей комнате. Ты ведь уже большая девочка, тебе неудобно со мной в одной комнате. Мы все решили, что так будет лучше. Хорошо, милая?
г) Ленка, сегодня же переедешь к бабушке. Жить будешь теперь там. – Не хочу! – А тебя никто не спрашивает! Мы так с родителями решили.
Определите доминирующий способ речевого воздействия в каждой из ситуаций. Присутствуют ли элементы других способов? Какие?
2)
Какие способы речевого воздействия, приёмы усиления, защиты своей коммуникативной позиции, ослабления коммуникативной позиции собеседника используются в следующих примерах:
2) «Всем сидеть! » заорал верзила в камуфляжной форме, врываясь в помещение.
3) «Как приятно вас видеть! – начал он разговор. – Для меня всегда такое удовольствие с вами общаться! »
4) Когда он вошёл в офис, то сразу увидел молоденькую, модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы звонили нам по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждём! Садитесь пожалуйста! »
5) Молотов начал доклад. Все члены Политбюро сидели за длинным столом. Сталин встал, раскурил трубку и начал по обыкновению медленно ходит по залу заседаний так, что головы всех членов Политбюро постоянно поворачивались за ним, как голова докладчика.
6) Директор выслушивал объяснения учительницы распрямившись, скрестив руки на груди и откинув голову назад.
7) Вошёл первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояли несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали экзаменаторов.
- Вы что, не хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.
- Я… нет, почему…
8) – Ну, так вы согласны? Да или нет? – настаивал инженер.
Старик молчал. Потом он распрямился в своём кресле и откинулся назад, глядя в окно. Молчание затягивалось.
3)
Студент в период сессии готовится к экзаменам. Ему нужно сидеть поздно ночью, и он решает заварить себе чай покрепче, чтобы не заснуть подскакивает отец.
- Дай-ка я заварю тебе получше, я знаю как!
- Да я сам!
- Пусти-пусти. Ты не умеешь, я сделаю, - и он всыпал в чайник чуть больше одной столовой ложки чая.
- Ты мало насыпал, слабый будет, бледный…
- Сам ты бледный…
- Мне нужен крепкий, - говорю я, досыпая заварку.
- Зря ты это! Я тебе хотел показать… Стой! Теперь вот так! – И он, с молниеносной быстротой капнув в маленький чайничек кипятку, ставит его на большой. – Пусть подогреется.
- Ты мало кипятку налил! Крышка открыта, аромат выдохнется. Надо накрыть полотенцем, вот так!
- Что ты делаешь? Кто так делает?
- Похлёбкин в «Неделе» рекомендует.
- Какой ещё Похлёбкин… Ну вот что, заваривай сам, как хочешь, свою похлёбку… Я хотел сделать тебе как лучше…
Обиделся и ушёл в другую комнату (По В. Леви)
Проанализируйте отрывок и ответьте на вопрос: спор между отцом и сыном – это спор «куда идти» или «по какой стороне улицы идти» ? Из чего это видно? Обоснуйте свою точку зрения. Какова была цель отца? Дал ли сын осуществить отцу его цель? Правильно ли это? Какие нарушения правил этикета спора и правил эффективного спора допустили участники?
тексты.
А) Папа, я
считаю, что мне пора иметь отдельную комнату. Во-первых, я уже взрослый, и мне
неудобно спать с сестрой в одной комнате. Во-вторых, она тоже растёт, ей уже 11
лет, и ей со мной неудобно. В-третьих, я ложусь спать позже, чем сестра.
б) Мама, надо
сестрёнку отселить в комнату к бабушке. Мне уже трудно с ней жить – и я уже
взрослый, и она быстро растёт. Мы уже друг другу мешаем, начинаем ссориться. Я
с бабушкой уже говорил, она вроде не возражает. Поговори, ты ещё с ней, чтобы она
согласилась Давай, а? И папа, я думаю, не будет против.
в) Слушай,
Леночка, мы с родителями решили, что ты сегодня переедешь в комнату к бабушке.
Тебе там будет лучше, чем в нашей комнате. Ты ведь уже большая девочка, тебе
неудобно со мной в одной комнате. Мы все решили, что так будет лучше. Хорошо,
милая?
г) Ленка,
сегодня же переедешь к бабушке. Жить будешь теперь там. – Не хочу! – А тебя
никто не спрашивает! Мы так с родителями решили.
Определите
доминирующий способ речевого воздействия в каждой из ситуаций. Присутствуют ли
элементы других способов? Какие?
2)
Какие способы речевого воздействия, приёмы усиления, защиты
своей коммуникативной позиции, ослабления коммуникативной позиции собеседника
используются в следующих примерах:
1) Ну бабушка, ну миленькая, ну бабулечка, ну купи мне
шарик, ну миленькая, ну пожалуйста…
2) «Всем сидеть! » заорал верзила в камуфляжной форме,
врываясь в помещение.
3) «Как приятно вас видеть! – начал он разговор. – Для меня
всегда такое удовольствие с вами общаться! »
4) Когда он вошёл в офис, то сразу увидел молоденькую,
модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу
встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы звонили нам
по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждём! Садитесь пожалуйста! »
5) Молотов начал доклад. Все члены Политбюро сидели за
длинным столом. Сталин встал, раскурил трубку и начал по обыкновению медленно ходит по залу заседаний так, что
головы всех членов Политбюро постоянно поворачивались за ним, как голова
докладчика.
6) Директор выслушивал объяснения учительницы распрямившись,
скрестив руки на груди и откинув голову назад.
7) Вошёл первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояли
несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали
экзаменаторов.
- Вы что, не
хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.
- Я… нет,
почему…
8) – Ну, так вы согласны? Да или нет? – настаивал инженер.
Старик
молчал. Потом он распрямился в своём кресле и откинулся назад, глядя в окно.
Молчание затягивалось.
3)
Студент в период сессии готовится к экзаменам. Ему нужно
сидеть поздно ночью, и он решает заварить себе чай покрепче, чтобы не заснуть
подскакивает отец.
- Дай-ка я заварю тебе получше, я знаю как!
- Да я сам!
- Пусти-пусти. Ты не умеешь, я сделаю, - и он всыпал в
чайник чуть больше одной столовой ложки чая.
- Ты мало насыпал, слабый будет, бледный…
- Сам ты бледный…
- Мне нужен крепкий, - говорю я, досыпая заварку.
- Зря ты это! Я тебе хотел показать… Стой! Теперь вот так! –
И он, с молниеносной быстротой капнув в маленький чайничек кипятку, ставит его
на большой. – Пусть подогреется.
- Ты мало кипятку налил! Крышка открыта, аромат выдохнется.
Надо накрыть полотенцем, вот так!
- Что ты делаешь? Кто так делает?
- Похлёбкин в «Неделе» рекомендует.
- Какой ещё Похлёбкин… Ну вот что, заваривай сам, как хочешь,
свою похлёбку… Я хотел сделать тебе как лучше…
Обиделся и ушёл в другую комнату (По В. Леви)
Проанализируйте отрывок и ответьте на вопрос: спор между
отцом и сыном – это спор «куда идти» или «по какой стороне улицы идти» ? Из чего это видно? Обоснуйте свою
точку зрения. Какова была цель отца? Дал ли сын осуществить отцу его цель?
Правильно ли это? Какие нарушения правил этикета спора и правил эффективного
спора допустили участники?