Отвечаю после Юрия Чернова, ни в коем случае не претендуя на ЛО! просто вопрос понравился) )
Ян Алоизий Матейко (польск. Jan Matejko) — польский живописец, автор батальных и исторических полотен.
Родился 23 июня 1838 года в Кракове в доме №41 по улице Флорианьской. Был девятым ребёнком в семье, в которой всего было 11 детей. Его отец, Франтишек Матейко (ополячившийся чех, учитель музыки) , с большим уважением относился к прошлому польского народа и всеми силами стремился привить это уважение своим детям. Маленький Ян очень рано стал интересоваться историей.
Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—1858), Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860). В 1862 году Матейко создал первое из своих знаменитых полотен — «Станьчика» . Эту картину считают выражением «идейного кредо» художника. На ней Матейко изобразил королевского шута, сидящего в тишине роскошных палат и размышляющего о будущем страны — в одиночестве, вдали от шумного веселья придворных. Отождествляя себя со Станьчиком, в котором поляки в то время видели символ патриотизма, художник придал ему портретное сходство с самим собой. Образ Станьчика появляется и в последующих работах Матейко — «Колоколе Зигмунта» и «Прусской дани» .
Стал автором многофигурных полотен, изображающих ключевые эпизоды истории Польши, и портретов героев прошлого.
Крещение Польши (965), Ян Матейко
Под влиянием драматических событий Матейко изменил свой прежний замысел, согласно которому он хотел посвятить все свои картины славным и наиболее памятным датам истории Речи Посполитой. В письме своему другу Исидору Яблоньскому художник писал: «Я начну с ран» . К концу апреля Матейко закончил «Проповедь Скарги» . Эта тема появлялась у Матейко еще в ранних эскизах. В образе Петра Скарги, придворного казначея короля Сигизмунда III Вазы, и в его знаменитых проповедях Матейко видел пример страстного патриотизма, столь близкого ему самому.
Работая над «Проповедью Скарги» , Матейко отошел от того шаблона, которому обычно следовали живописцы XIX века, работавшие в историческом жанре. Художник стремился в одном отдельно взятом моменте показать развитие множества сюжетов, составивших данное историческое событие. Следуя своей идее, он поместил на огромный холст (224 х 397 см) исторических деятелей, которые в действительности никак не могли встретиться в это время в этом месте. Представленная на выставке в Париже в 1865 году «Проповедь Скарги» вызвала восторг публики и похвальные отзывы критиков, а ее автор удостоился золотой медали.
В 1869 году Матейко создал «Люблинскую унию» , а в 1871 году — знаменитого «Батория под Псковом» . В 1873 году в честь четырехсотлетия со дня рождения Николая Коперника художник написал картину под названием «Астроном Коперник, или Разговор с Богом» . Годом позже он закончил работу над полотном «Колокол Зигмунта» .
В 1875 году художник начал писать «Битву под Грюнвальдом» . Работа над этой колоссальной картиной заняла три года.
«Грюнвальдская битва» (1878)
В последующие годы Матейко создал целый ряд картин, в том числе «Прусскую дань» и «Яна Собеского под Веной» (картина была передана Ватикану в качестве дара польского народа) . Умер Матейко 1 ноября 1893 года от преследовавшей его долгое время язвенной болезни желудка. Попрощаться с живописцем пришел весь Краков, проводив его в последний путь к месту погребения на Раковицком кладбище.