Что такое Синь-камень? Чем отличается от других камней? Легенды, связанные с ним.
ВОПРОС НЕ НА СКОРОСТЬ, А НА ИНТЕРЕСНЫЙ и КРАСИВЫЙ ОТВЕТ.
Волшебный Синь-Камень находится на Плещеевом озере – моренное озеро, расположенное на юго-западе Ярославской области России неподалеку от села Городище под Переяславлем-Залесским, имеет площадь 50,8 км, глубину до 25 м, форму округлую. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.
Уже более 2000 лет Синь-Камень является объектом религиозного поклонения славян: он лежал на священном холме бога Ярилы и почитался сердцем бога Солнца.
Округлый, похожий на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, он, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается свободным от белого покрова: едва прикоснувшись к нему, снежинки тают.
Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. А на ветках кустов около него развешаны разноцветные ленточки и платки. Это — дары современных язычников. Камень редко остается в одиночестве, здесь всегда люди, многие ходят сюда «набираться силы и здоровья».

Глыбу притащил сюда, в район Плещеева озера, в далекие времена ледник.
Потом льды отступили, образовалось озеро. Огромный валун обосновался на круче северо-восточного берега, зовущейся сегодня Александровой горой.
А когда в этих местах появились первые люди, валун сразу привлек их внимание своими размерами и необычным темно-сизым цветом.
Он сделался предметом поклонения язычников финно-угорского племени меря. Меряне чтили его, как бога, приносили ему жертвы.
Славяне, позднее колонизировавшие эти края, также начали обожествлять глыбину. Они посвятили холм богу Яриле и назвали валун Синь-камнем.
Его считали сердцем языческого бога Солнца, украшали цветами и лентами, водили вокруг святыни хороводы. От имени языческого бога, которому была посвящена гора, произошло древнее название природной площадки на ее вершине — «Ярилина Плешь» .
С приходом христианства камень, служивший алтарной плитой древнего святилища, был объявлен «мерьским (мерянским) богом».

Не так давно на Синь-камне были обнаружены следы славянских рун (ими пользовались до того, как кириллица вошла в обиход) . Удалось расшифровать надписи. Одна из них: ПЕРУНОВ КАМЕНЬ. Не вызывает сомнений, что он был посвящен одному из самых главных языческих богов в пантеоне древней русской религии.
В 1152 году христиане поднялись на гору, где лежал Синь-камень, и сбросили его вниз. Но люди продолжали ходить к поверженному языческому идолу. В XVII веке на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода “каменного беса” и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и “выглянула” из-под земли. И опять к ней потянулись люди. Зимой 1788 года камень утопили в Плещеевом озере на глубине около 5 метров. Вскоре рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении “своей” горы. Это движение было едва заметным, однако весной 1850 года он оказался у подножия холма, с которого был низвержен. И по-прежнему не останавливался.
Возможно, Синь-камень - частица какой-то глобальной экосистемы, о которой мы пока ничего не знаем. И то, что он лежит не на своем месте, приводит к появлению «чудес» в округе. Поэтому Синь-камень и двигается, чтобы занять отведенное ему природой место.
Много лет назад огромный ледник сполз со Скандинавского щита, увлекая за собой гигантские валуны. Миновав Карелию, камни, вмурованные в лед, благополучно "проехали" Ладожско-Онежский пояс. Так на берегу Плещеева озера близ нынешнего Переславля-Залесского оказалась большая, весом в двенадцать тонн, каменная плита.
"Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец", - дают Синему камню оценку геологи. На самом деле такой цвет он приобретает солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый. Но известен камень не цветом, а своей древней историей.
В воде не тонет.. .
Первым побережье Плещеева озера заселило языческое племя мерян. Большим камням они придавали особое значение, считая, что в каждом живет дух какого-либо божества. Валун странного цвета сразу привлек их внимание. В IX веке мерян потеснили славяне - тоже язычники. Они назвали холм Ярилиной горой. Рядом был отстроен город Клещин, упоминаемый в "Повести временных лет". Остаткам мерян милостиво разрешили жить по-старому.
Затем на Русь пришло христианство. Славяне его приняли, а вот меряне продолжали почитать валун. Поэтому в 1152 году христиане поднялись на гору и сбросили его вниз. Мерянам это не понравилось, и они подожгли Клещин. Силами дружины князя Юрия Долгорукого бунт подавили, но язычники клялись, что сброшенный "бог" все равно никого не пустит.
Так, в общем-то, и вышло. Гору присмотрел для своей загородной резиденции князь Александр Невский, после чего она стала именоваться Александровой. Однако хоромы простояли здесь недолго. Холм оставался пустым. Зато рядом с поверженным камнем забил ручей чистой воды.
А народ продолжал ходить к языческому идолу. "Бысть во граде Переславле камень, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе людей.. . И они слушаху его и стекахуся и творяху ему почесть... ", - отмечал летописец. Валун украшали цветами, а в Ярилин день водили хороводы.
В начале XVII века с благословения преподобного Иринарха на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода "каменного беса" и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и "выглянула" из-под земли. И опять к ней потянулись люди. В летописи сохранились строки о том, что игрища у камня проводились в ночь с 28 на 29 июня, то есть в канун Петрова дня. Таким образом, вероятно, хотели задобрить и старых языческих богов, и апостола Петра - ведь когда-то он носил имя Кифа, что в переводе означает "камень".
Новая акция против "беса" была предпринята зимой 1788 года, когда его решили "запечатать крестом", положив в фундамент строящейся Свято-Духовской церкви. Доставить камень предполагалось по льду озера. Валун взвалили на огромные сани и потащили по застывшей глади - но не довезли. Лед треснул, и синяя плита ухнула в глубину.
Однако вскоре пошли тревожные слухи. Вода в озере была тогда прозрачной, и рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении "своей" горы. Это движение, конечно, было едва заметным, и на поход к месту былой славы камню потребовалась уйма времени, однако весной 1850 года он оказался у подножия бывшего холма-пьедестала. Здесь глыба пребывает и ныне. Причем по-прежнему перемещается туда-сюда, то зарываясь в землю, то показываясь из нее. Фотографии 50-х годов запечатлели его на самом берегу озера, а спустя тридцать лет валун оказался уже на расстоянии ста метров от прежней "прописки". Сегодня его отделяет от холма треть километра.

Вот что знаю я:
в нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера (теперь это место называется архитектурным памятником "Клещинский комплекс") лежит громадный валун, называемый "Синий камень". В настоящее время он имеет сине-серый цвет и очень медленно погружается в грунт. За ним издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожилов, среди которых всевозможные предания передаются из уст в уста, пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин, к тому же, от бесплодия!
Согласно древнерусским преданиям в этом
камне живет дух, исполнияющий мечты и желания. В начале семнадцатого века
церковь вступила в борьбу с языческой реликвией. Дьякон переславской
Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму и скинуть в нее
Синь-камень. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул
из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля решили заложить
"волшебный" камень в основание фундамента местной колокольни. Камень
погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лед проломился и
Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Но вскоре рыбаки стали
замечать, что валун неведомым образом меняет свое местоположение, медленно
перемещаясь по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной
горы, где и лежит до сих пор.
Сегодня почва почти поглотила валун. Поэтому те, кто ныне приезжает полюбоваться им, видят лишь небольшую площадку высотой около 30 сантиметров.

вот что мне удалось найти:
В нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера (теперь это место именуется архитектурным памятником "Клещинский комплекс") лежит громадный валун, называемый "Синий камень". В настоящее время он имеет сине-серый цвет и очень медленно погружается в грунт. За ним издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожилов, среди которых всевозможные предания передаются из уст в уста, пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин, к тому же, от бесплодия!
http://www.pereslavl.ru/turizm/siniy_kamen.htm
Согласно древнерусским преданиям в этом камне живет дух, исполнияющий мечты и желания. В начале семнадцатого века церковь вступила в борьбу с языческой реликвией. Дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму и скинуть в нее Синь-камень. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля решили заложить "волшебный" камень в основание фундамента местной колокольни. Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лед проломился и Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет свое местоположение, медленно перемещаясь по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор.
http://bibliotekar.ru/index.files/1/709.htm
ещё и видео нашлось) )
http://rutube.ru/tracks/660919.html?v=a38742c9e009635fdded1132bc89789e
синий камень, следовик. Это нехарактерный для нашей равнинной местности валун значительных размеров. Считалось, что эти камни - следы богов, обычно они служили алтарями в давние времена, за что подвергались "гонениям" позже. Камень необычный, прикасаясь нему, испытываешь ощущение вечности, во всяком случае когда он лежит там, где лежал всегда.