Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

сочинение сила и слабость характера катерины пьесы гроза островский

анзор умаров Ученик (98), на голосовании 9 лет назад
Голосование за лучший ответ
Алина Файзулина Мастер (1408) 9 лет назад
Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А.
Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров.

В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в
мрак темного царства? ” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его
новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя — обличение и
психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза”
— драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями
которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане,
чиновники.

Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом
Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это
птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей
“темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со
зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой,
сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина,
от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная
дома, уплыла одна в лодке по Волге.

В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама
знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с
Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего
люди не летают? ”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но
много значат для понимания характера Катерины и ее положения в
кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая
может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой
возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает,
как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой
свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова
героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где
подавляется и убивается любое живое чувство.

Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса.
Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность
глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая
говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире
искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится
разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского
стыда? ” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на
окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между
возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и
приземленным, осторожным увлечением Бориса.

Но даже в такой трудной ситуации девушка пытается быть верной себе,
своим жизненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит
так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так
как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее
мольбам. Катерина хочет дать клятву верности, но и тут Тихон не понимает
ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с
Борисом Катерина колеблется. “Зачем ты пришел, погубитель мой? ” —
говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась.

Катерина не могла жить с грехом, в четвертом акте пьесы мы видим ее
покаяние. И выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное
появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое волнение,
заставляет ее покаяться в содеянном, тем более, что Катерина всю жизнь
боялась умереть “со своими грехами” — не покаявшись. Но в этом не только
слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с
Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не
удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама
решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни.
Похожие вопросы