ГАЛИНА
Высший разум
(2406792)
7 лет назад
Принято считать, что звук лопнувшей струны символизирует
грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым,
которое уходит безвозвратно.
Самое важное упоминание звука во втором действии –
"отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны,
замирающий, печальный".
Он упоминается после долгой тишины, во время которой
"тихо бормочет Фирс".
Роль этого звука неоднозначна.
Во-первых, это первый шум, произведенный не человеком,
а "точно с неба" (природой, Богом?).
И, как ни странно, именно он играет роль связующего
между мыслями всех героев:" в звуке лопнувшей струны
есть что-то объединяющее героев".
Только после него персонажи начинают впервые думать
и говорить об одном.
Тот же самый звук слышится и в финале пьесы.
Пьеса заканчивается ремаркой:" Слышится отдаленный звук,
точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий,
печальный. Наступает тишина, и только слышно,
как далеко в саду топором стучат по дереву".
Ясно, что Чехов отсылает читателя к струне в
предыдущем действии, но зачем?
Смысл упоминания струн абсолютно разный:
если в первый раз он обращает внимание читателя на разговор
героев, то сейчас, наоборот, подчеркивает и усугубляет
его отсутствие, а значит, и то, что говорить-то больше некому –
все уехали.
Звук лопнувшей струны играет роль границы,
на этот раз границы времен.
Он разделяет безвозвратно ушедшее прошлое и будущее.
Звук лопнувшей струны отделяется от звука топора
тишиной намеренно.
Serg Shishkov
Знаток
(375)
9 лет назад
Лейтмотивом проходит в пьесе звук лопнувшей струны, который зрители слышат дважды. Исследователи (З. С. Паперный) отмечали, что этот звук во втором акте объединяет героев, которые до этого момента как бы не слышат друг друга.
Тот же самый звук слышится и в финале пьесы. Кстати, в последней ремарке Чехов почти дословно повторяет описание этого звука, данное в ремарке второго акта. Значение звука тоже повторяется. «Он четко определяет границу времени, границу прошлого и будущего».