Слово «самурай» («сабурай») , образованное от глагола старояпонского
языка «сабурахи» , имеет в японском словаре древнего языка следующее
толкование: «служить великому человеку, человеку высшего сословия» ,
«служить хозяину, защищать хозяина» . Самураем называли в Японии слугу
знатного лица, слугу феодала, служащего его интересам, охраняющего его
поместье, имущество и его самого.
Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно-служилого
дворянства Японии – можно отнести к относительно позднему времени – 7-12
вв. В 645г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати
(Сумэраги и Накотоми) , на престол был возведен представитель победившей
коалиции – 36 император Японии Котоку. Приход к власти Котоку получил в
Японской истории название «переворот Тайка» . Данный переворот способствовал
развитию японского раннефеодального монархического государства,
установлению феодального способа производства. В результате реформ вся
земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась
императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное
пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального
общества, которое стали называть «рёмин» .
Наряду с наделами крестьян существовали наделы господствующего класса,
однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами,
зависевшими от титула или должности владельца.
Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное
пользование. Жестокая эксплуатация, тяжелое налоговое обложение,
многочисленные повинности и стремление крупных землевладельцев захватить
крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства
недовольство, часто переходившее в открытое сопротивление. Одной из форм
протеста крестьян были побеги из своих земель. Беглых стали называть
«ронин» . Многие из них группировались в разбойничьи шайки, которые с одной
стороны занимались грабежом, с другой – шли на службу в частные владения,
становились служилыми людьми при крупных буддийских храмах. [1]
Означает слово "ронин" как человек-волна (по Бринкли (Brinkley, Captain F.), то есть человек, "которого бесцельно носят в различных направлениях морские волны".
Около 400000 самураев, в период Токугава стали ронинами и было их четыре основные группы:
1. Зажиточные вассалы, добровольно отказавшиеся от своего прежнего статуса;
2. Воины "уволенные" хозяевами, "в результате разногласий", многие из которых пытались исправить положение и вернуться на свой пост;
3. Самые низшие, воины уволенные за грубые ошибки.
4. Самураи, лишившиеся своего хозяина в силу его смерти.
"Ронин был идеальным бойцом - идеальным в своей самоуверенности и самодисциплине, а потому и непредсказуемым в бою и находящимся в постоянном состоянии боевой готовности.. . Даже огромные армии Ияэсу не могли ничего поделать с небольшими группами ронин, "которые потеряли свою собственность после битвы при Секигахаре".