Из всех мнимых вечных двигателей XVIII века самым замечательным является - "колесо Орфиреуса", с которым связана одна из любопытных страниц истории вечного двигателя.
Колесо Орфиреуса, согласно описанию, данному известным голландским физиком Гравезандом в его "философских статьях", представляло собой "большой барабан, 12 футов диаметром и 14 вершков глубины", т. -е. 31/2 м диаметром и около 60 см глубины. Колесо состояло из множества отделений, пространство между которыми было обито клеенкой, с целью скрыть внутренность. Давая колесу, покоящемуся на железной оси, легкий толчок в какую-либо сторону, наблюдали постепенное ускорение вращения. Наконец, колесо приобретало такую быстроту, что делало 25 или более оборотов в минуту и, повидимому, вечно сохраняло это быстрое движение.. . По крайней мере, специальная комиссия с ландграфом во главе через два месяца после пуска нашла колесо в движении после снятия своей печати. Так пишет Гравезанд.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/791cfbdaaa61e4a6676ebd51d64ba407_i-481.jpg)
В рисунке, данном самим Орфиреусом в выпущенном им в 1719 г. сочинении о своем двигателе, механизм, разумеется, не указан. Эту машину хотел купить царь Петр I, и по этому поводу начались переговоры с немецким философом Вольфом. Орфиреусу удалось получить лестные отзывы от ряда комиссий, от польского короля Августа II, от ландграфа Гессен-Кассельского и др.
Сохранилась оживлённая переписка, которую вёл в 1715-1722 гг. Пётр I по поводу приобретения в Германии вечного двигателя, придуманного неким доктором Орфиреусом. Изобретатель, прославившийся на всю Германию своим "самодвижущимся колесом", соглашался продать царю эту машину лишь за огромную сумму. Учёный библиотекарь Шумахер, посланный Петром на Запад для собирания редкостей, так доносил царю о притязаниях Орфиреуса, с которым он вёл переговоры о покупке: "Последняя речь изобретателя была: на одной стороне положите 100 000 ефимков (около рубля) , а на другой я положу машину".
В январе 1725 г. Пётр собирался в Германию, чтобы лично осмотреть "вечный двигатель", о котором так много говорили, но смерть помешала царю выполнить его намерение.
Мошенничество было раскрыто чисто случайно. Он поссорился со своей женой и прислугой, которые знали его тайну, и они раскрыли секрет этой машины. Оказалось, что "вечный двигатель" приводился в движение людьми (женой и прислугой) , искусно спрятанными вне помещения и незаметно дергавшими за шнурок.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/791cfbdaaa61e4a6676ebd51d64ba407_i-482.jpg)
Самый изящный и самый простой из всех проектов вечных двигателей, когда либо созданных. Американский изобретатель Ф. Дж. Вудворд считал, что если между двумя вращающися цилиндрами поместить тяжелое кольцеобразное колесо, одна половина этого колеса всегда будет тяжелее другой. К сожаления изобретатель ошибался.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/791cfbdaaa61e4a6676ebd51d64ba407_i-483.jpg)
Подробнее
Фото