Ю. Нагибин
Сирень
"....О нем трудно было забыть, хотя бы просто потому, что всюду звучала его
музыка, в том числе посвященная Верочке. И пусть генерал Скалон иронически
щурил глаза, музыка эта была прекрасна и так много говорила ей. Верочке
стало печально и пусто в ее богатом доме, и все сильнее болело сердце,
которому не помогали модные итальянские и швейцарские курорты.
Судьба Рахманинова тоже складывалась непросто. Он узнал и громкий,
ранний успех, и жестокое поражение, когда, бессознательно угождая
петербургской неприязни к "школе Чайковского", тучный, флегматичный
Глазунов, выступая в качестве дирижера, рассеянно провалил его Первую
симфонию. Тяжелейший нервный и творческий кризис постиг Рахманинова, ему
казалось, что он навсегда утратил способность сочинять музыку.
Из этой прострации он выбирался долго и трудно. Его жизнь была
неустроенна, он ютился в меблирашках, терял время на частные уроки, метался,
порой причаливал к таким пристаням, где ему вовсе нечего было делать.
Но в самую трудную для него пору из глубокой тени выступила женская
фигура, столь знакомая своими очертаниями и вместе будто не виданная
никогда, и Рахманинов понял, что спасен. Наташа Сатина, девочка с пухлыми
губами, Верочкина наперсница, ставшая красивой, стройной женщиной, с волевым
и терпеливым ртом, сильная плотью и духом и более всего беззаветной
преданностью тому. кого выбрала еще детским сердцем, перетерпев всех и вся,
выстрадав свое счастье, навсегда заняла пост любви возле Рахманинова. Она
была с ним и тем черным февральским днем 1943 года, когда, отыграв последний
концерт, сбор от которого, как и сбор от остальных концертов, передавался в
фонд Красной Армии, защитникам Сталинграда, Рахманинов с разъеденным
метастазами позвоночником не смог сам уйти со сцены и его унесли на
носилках, предварительно опустив занавес. И седая, но по-прежнему стройная и
сильная Наталья Александровна услышала, как прошептал Рахманинов, чуть
приподняв свои прекрасные громадные руки: "Милые мои руки, бедные мои руки,
прощайте!.. "
Но это -- уже по прожитии большой, долгой жизни. Верочке такого не было
дано. Она думала, что сможет жить, как живут другие: давать счастье мужу,
воспитывать детей, встречаться с интересными людьми, уделять внимание
музыке, литературе, достойно и благообразно стареть. Ничего этого не могла и
не умела Верочка. Она умела лишь одно - любить Рахманинова. И когда это
оказалось невозможно, ей не для чего стало жить. При таком больном сердце
уйти легко. Она словно разжала руки, только и всего. Ей было тридцать четыре
года...
...В память Ивановки и того странного лета, когда запоздало и мощно
забродило сиреневое вино, Рахманинов написал свой самый нежный и
взволнованный романс "Сирень". Там есть удивительная, щемящая, как взрыд,
нота. То промельк Верочкиной души, откупленный любовью у вечности. "
К. Сомов
Портрет С. Рахманинова