Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму
h ttp://
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] на фото лимит, так что смотреть по ссылкам
Однако символом меценатства стал Меценат Г. Цильний, который жил в эпоху императора Августа, чуть-чуть не сумел вступить в первые годы уходящего тысячелетия – умер в 8 году до нашей эры, выполнял различные государственные поручения и даже замещал отбывавшего на Восток Октавиана. Но остался в памяти благодаря покровительству величайшим римским поэтам – Вергилию, Горацию, Проперцию. Он поддерживал поэтов материально и искусно манипулировал их талантами, подталкивая к прославлению Августа и его времени.
Он стал символом, имя его пережило века. В России, надо, полагать, употребление слова «меценат» появилось во времена петровских преобразований.
И здесь понятие «меценатства» негромко конкурировало с исконной благотворительсностью, свойственной и органичной русскому характеру.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]Самым знаменитым меценатом XVIII в. стал сын знаменитого полководца П. А. Румянцева-Задунайского Николай Петрович Румянцев (1754-1826), государственный деятель России (сенатор, министр иностранных дел, председатель Государственного совета) . Румянцев оказался тонким ценителем прекрасного – он собрал огромную коллекцию книг, старинных рукописей, географических карт, монет, медалей.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение: Sheremetev.jpgВ XVIII веке меценатами, благотворителями становится просвещенное дворянство, щедро оделенное землями и крепостными в царствование Петра Великого и Екатерины II. Характерный персонаж – Николай Петрович Шереметев, истинный меценат, коллекционер. Художественные сокровища Останкинского и Кусковских дворцов общеизвестны.
Одним из первых купцов, обратившихся к меценатству во второй половине XIX в. , стал винный откупщик и железнодорожный подрядчик В. А. Кокорев (1817-1889), которого Н. Г. Чернышевский назвал «наш Монте-Кристо» .
Во второй половине XIX века русская жизнь стремительно менялась. На первые роли выходили купцы, предприниматели.
Лидировали москвичи, занимаясь бизнесом, они не забывали о здоровье народа, его образовании, о благоустройстве столицы. Их можно назвать истинными патриотами отечественной культуры.
Представители купеческих династий – Третьяковых, Мамонтовых, Боткиных, Бахрушиных, Щукиных.. .
http://www.biblio.ru/rusbook/soldatenkovbig.htmВесьма колоритной фигурой являлся московский предприниматель, пайщик текстильных мануфактур, банка и пивоваренного общества К. Т. Солдатенков – купец-старовер, почитатель западной культуры и образованности.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение: Mikhail_Vrubel_Portrait_of_Savva_Mamontov.jpgБольшой вклад в культуру внес С. И. Мамонтов (1841-1918), сделавший капитал на железнодорожном строительстве, помогавший художникам и артистам, создавший в середине 90-х гг. XIX в. Московскую частную оперу, где расцвели таланты Ф. И. Шаляпина, С. В. Рахманинова.