Напишите эссе пожайлуста!!! эссе культура, говорит один японский педагог, это то, что остается, когда всё остальное забыто
Эдуард Эррио: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто».
Что подразумевается здесь под «оставшимся», а что – под «забытым»? И вообще, можно ли относиться серьёзно к этому парадоксу?
Итак, почему же нас так волнует вопрос о культуре? Почему мы вновь и вновь вступаем в дискуссии: можно ли то или иное событие, произведение искусства считать явлением культуры? Культурен этот человек или нет? Эти вопросы актуальны для всех и всегда.
У Аркадия и Бориса Стругацких в романе «Град обреченный» есть прекрасное размышление о Храме Культуры:
«Всё лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, всё главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм»; «каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и о нем, идеи о целях и противоречиях его существования».
Со школьной скамьи мы вбираем, впитываем в себя весь этот культурный опыт человечества. Мы становимся Зрителями культуры, т. к. без созерцающих существование Храма Культуры бессмысленно. Но далее мы развиваемся как личности, и на накопленном опыте формируемся в создателей культуры: настоящих и будущих Творцов, вкладывающих в грандиозный Храм Культуры человечества свою песчинку или свой кирпичик.
В этом смысле вновь вернёмся к теме: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто».
Действительно, что из уроков искусства, преподаваемых нам жизнью и школой, мы запомним, а что забудем? Человек, соприкоснувшийся с чудом Красоты, почувствовавший всю притягательность собственного, индивидуального творчества (или сотворчества), уже никогда не сможет этого забыть, никогда не сможет жить без этого. И парадокс Эррио в том, что все эти явления культуры должны быть не забыты, они должны войти в плоть и кровь, стать стержнем души и личности. Общечеловеческие культурные достижения на определённом этапе развития начинают восприниматься уже не как выученные, а как исконно своё, выстраданное, личное и глубинное.
Герой Стругацких говорит слова, которые можно отнести ко всем нам: «…я знаю совершенно точно: что храм строится, что ничего серьёзного, кроме этого, не происходит, что в жизни у меня только одна задача – храм этот оберегать и богатство его приумножать. Я, конечно, не Гомер и не Пушкин – кирпич в стену мне не заложить. Но я – [это я]! И храм этот – во мне, а значит, и я – часть храма, значит, с моим осознанием себя храм увеличился ещё на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть даже я ни крошки не вложу в стену… Хотя я, конечно, постараюсь вложить».