Диковинная народная игрушка вышла из стен дзэнских монастырей.
По-японски имя "Бодхидхарма" звучит Бодайдарума, или просто Дарума.
Прообразом этой игрушки стал живший в VI веке нашей эры монах-отшельник Бодхидхарма, который пришел в Китай из Индии и основал новую буддийскую секту.
От долгого сидения руки и ноги монаха отсохли, поэтому японская неваляшка, которую так и называют, "дарума", не имеет рук и ног.
Бодхидхарма-Дарума когда-то удивлял последователей из Китая и Японии своей необыкновенной (разумеется, совершенно обычной для индуса! ) внешностью – большими, навыкате, глазами, крупным носом с горбинкой, пышными усами, бровями, бородой, темной смуглой кожей. Эти черты учителя подчеркивали на портретах, они же сохранились в современной игрушке дарума.
Это кукла-неваляшка, почти круглая, с головой чуть поуже, чем туловище – как у матрешки – вот так трогательно преломилось представление о том, что медитирующий так плотно прижимает к телу руки и ноги, что их можно не заметить. Как любая неваляшка, опрокинутая кукла дарума поднимается обратно в вертикальное положение, в шутку или всерьез напоминая нам о том, человек в силах оправиться от любых тягот жизни. Сложилась даже поговорка: "Семь раз упасть и восемь раз подняться как Дарума".
Куклы дарума часто продаются с недорисованными глазами - раскрашены у них только белки. Задумывая желание, нужно прорисовать краской один зрачок в пустой глазнице. В награду за прозрение Дарума выполнит просьбу, зная, что в случае удачи ему откроют и второй глаз. Около ста двадцати лет назад эта история получила совершенно неожиданное продолжение. В конце XIX века в числе прочих японских безделушек фигурки Дарума стали попадать в Россию.
Одна из них попала в Абрамцево, в мастерские Саввы Мамонтова, где шел в те годы активный поиск новых форм прикладного искусства. Художник Малютин и токарь Звездочкин изготовили "по мотивам" куклы дарума круглую куколку, изображающую девушку в русском сарафане с петухом на руках. С 1890 года началось массовое производство этих красавиц. Сначала они тоже были неваляшками. Довольно скоро такие куклы стали делать разъемными, составными,
В 1900 году куклы прибыли на Всемирную ярмарку в Париже и произвели хорошее впечатление на экспертов и публику. Восприняли их как типично русские игрушки – в этом качестве они и приобрели всемирную известность. Вначале матрешки еще сильно напоминали своего "предшественника" - они были приземистыми, плотными, голова практически сливалась с туловищем. Постепенно они приобрели стройность, особенно после того, как производство их сконцентрировалось в районе города Семенова, старом центре токарного мастерства и хохломской росписи. Вот эти стройные матрешки и разошлись по миру, завоевывая страну за страной, сначала в Европе и Америке, а затем и в Азии. Круглый исполнитель желаний – Дарума – вернулся на родину гораздо более долгой дорогой, чем можно было предположить. Токари Кашмира и Химчала, которые по сей день делают на своих нехитрых станках неразъемных, но расписанных на русский манер матрешек, сами того не подозревая, замкнули последнее звено огромной цепи в передаче художественных традиций и образов, странствовавших через тысячелетия и континенты – цепи, которая началась в Гималаях, когда здесь странствовал Бодхидхарма
Неваляшка в России появилась не так давно - менее 200 лет назад.
Наверное, это самая старая игрушка, в которой человек сознательно использовал принцип устойчивого равновесия. Получить человечка, которого никак не уложишь, очень просто: можно взять просто болванку со сферическим основанием, а в нём закрепить кусочек свинца.
Первые русские деревянные неваляшки, появившиеся на ярмарках в начале 19 века, назывались "кувырканами"; сначала это были купцы, клоуны и девочки на шаре.