Как можно доказать, что "Мольер мещанин во дворянстве" - это комедия? Срочно.
Конечно же, речь идёт о великой комедии Мольера.
Комедия "Мещанин во дворянстве" по своим
содержательным признакам относится к жанровой
группе высокой комедии, то есть то произведение,
в котором комичность изображаемых ситуаций
сочетается с серьезной моральной проблематикой.
Если в комедии характеров ставилась задача раскрыть
морально-психологическое состояние героя, то в комедии
нравов высмеивались традиции, предпочтения
определенного общественного слоя.
В пьесе Мольера главный интерес прикован
не столько к сюжетной интриги, которая мотивирует
развитие событий, сколько к персоне самого Журдена,
его мыслей, переживаний, а также с общими нормами и
правилами поведения двух представленных в пьесе слоев
тогдашнего французского общества-буржуа (мещан) и
дворян.
Есть в пьесе Мольера и отзвуки итальянской комедии дель
арте и старофранцузского фарса, в частности в приёме
введения характерных для этих жанров параллельных
влюбленных пар- хозяев и их слуг.
И все эти многочисленные и разноплановые жанровые
элементы построения пьесы подчинены одной главной
цели- созданию комедии, в которой бы гармонично
сочетались профессиональные художественные качества
комедийного жанра с высоким гражданским призванием
художника- указывать обществу на моральные проблемы,
которые нуждаются в исправлении.
В мольеровской комедии соблюдены классицистические
требования:
пьеса разделена на пять действий с четкой привязкой каждой
из них к главным этапам развертывания сюжета;
соблюдено правило трех единств персонажи пьесы делятся
на положительных и отрицательных, в их характерах четко
определяется доминирующая черта, а главная проблема,
которую ставит комедия, имеет воспитательную функцию.
Соблюдено единство места (все события происходят в
парижском доме господина Журдена);
единство времени (действие ограничивается одними сутками);
противопоставление отрицательных и положительных персонажей;
разоблачаются социальные и человеческие пороки
Нарушено правило трех единств (не выдержано единство
действия).
Конечно все события разворачиваются вокруг личности
главного героя.
Но кроме сюжетной линии влюбленного господина Журдена
в комедии разворачиваются ещё три линии:
Люсиль и Леонта, Доранта и Доримену, Николь и Ковьель);
Нарушены жанровые границы.
Сатира (лат. - мешанина) - одна из форм комического, содержащая резкое обличение, осмеяние отрицательных явлений действительности. Важное значение сатиры - актуальность и злободневность.
Юмор (англ. - причуда, настроение) - добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, выраженное специфическим словом или действием, изображение недостатков и слабостей людей в комическом, смешном виде. Умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизни.
Комедия (гр. - толпа веселых гуляк и песнь) - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом. В театре означает жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в смехотворной форме. Комедия противоположна трагедии. Жанр веселого, жизнерадостного характера, часто осмеивающий недостатки общественной жизни, быта, людей и т. д. Самый популярный жанр театра и кино. Виды комедии: сатирические, юмористические, трагикомедии и т. д.
Семнадцатый век необычайно обогатил мировую сцену. Во Франции появился свой великий драматург – Жан Батист Мольер (его настоящая фамилия – Поклен) (1622-1673). Как и Шекспир, Мольер был не только драматургом, но и актером, а также создателем своего театра, коллектива актеров. Многие роли в своих комедиях он играл сам. Наиболее известные его комедии – «Тартюф» (1669), «Мещанин во дворянстве» (1670). В них Мольер высмеял эгоизм, себялюбие, духовную пустоту, особенно когда они прикрываются механической обрядностью и напускным благочестием, ложной скромностью, лицемерием.
Долгое время колесил Мольер со своей бродячей труппой актеров по дорогам Франции, терпя нужду и лишения. Но он стойко переносил трудности. И хотел только одного – играть! Смело давал он представления и в деревенском сарае, и в покоях короля. И всюду, веселя и поучая зрителей, выходили на первый план дерзкие, умные и веселые слуги. Искусство Мольера было близко народу, сродни его жизни и заботам. Лев Толстой писал: «Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник».
Фарс (лат. - начинаю) - легкая комедия бытового характера, комедия или водевиль грубоватого содержания. Шутовская выходка, грубая шутка. Это небольшие по размерам пьески острокомедийного характера. Преобладание внешних комических приемов. По стилю фарс близок в итальянской комедии дель-арте. Нечто грубое и лицемерное.
Фарсы питали и более серьезную драматургию. Многие фарсовые сюжеты и приемы использовал великий французский драматург и актер Мольер – к примеру, в комедии «Мнимый больной».
Тут мы подходим к очень важному признаку хорошей комедии.
Лучшие образцы драматургии всегда принадлежат своей эпохе, отражают ее приметы, черты, особенности. Но отличительная черта великих произведений состоит в том, что они сохраняют интерес для людей в любую эпоху, во все времена. Зрители «Ревизора» всегда будут смеяться над глупыми чиновниками, всегда будут гневно осуждать взятку, подкуп и подлость, всегда благородно и смело будет звучать положительный гоголевский смех!
Комедии бывают разные. Некоторые развлекают нас и веселят, дают душевную разрядку – не более того. Такая пьеса имеет право на существование, хотя и мало воздействует на духовный мир человека. Хорошая комедия решает общественную задачу искусства. Еще древнеримский поэт Гораций нашел ее верную формулу: развлекая – учить.
Великие драматурги давно поняли: комедия старается исправлять людей и нравы смехом, а не насмешкой. Ее польза, общая для всех, заключается в самом смехе, в развитии нашей способности подмечать смешное, в развитии у нас чувства юмора. А чувство юмора – один из признаков зрелости души.