Слово «школа» настолько привычно для нас, что мы не задумываемся о его происхождении. А «пришла» школа из Древней Греции вместе с философией и схоластикой (греч. σχολή – «учение») . При этом в античности школой (схолой) называли свободное время, отдых, праздник, беседы о чем-либо, философские рассуждения, а значение «школа, учеба» появилось уже гораздо позже.
Школа /от лат. schola, от греч. sholē/ учебно-воспитательное заведение.
Второй период в истории средневековой философии, начинающийся с IX в. , обычно называют схоластикой.
Cлова схоластика и школа однокоренные
СХОЛАСТ, СХОЛАСТИК [ лат schola-stikos ученый, школьный гр. schole школа] СХОЛАСТИКА — I) средневековая религиозно-идеалистическая (т наз. школьная, ) философия, основанная на церковных догматах и обслуживающая богословие;
"Схоластами" (от лат. schola - школа) называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой в их школьной (университетской) форме, - прежде всего учителей (magister, doctor), которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее, с конца XI–начала XII вв. – в первых европейских университетах. Однако прежде всего “схоластика” характеризуется своеобразным методом, связанным с практикой обучения в университете и ведения диспута по философско-богословским темам: вопросы вероучения подвергаются рациональному обсуждению путем анализа текстов и рассмотрения аргументов “за” и “против”, в ходе которого находится разумное разрешение неясных, спорных вопросов. Книжная учёность, опора на церковную традицию, на абсолютно авторитетный священный текст (Библию) , формальную логику (средневековую “диалектику”), пренебрежение опытом и передача философских знаний в процессе обучения – характерные черты схоластики. Схоластика черпала из античных источников: Августина; неоплатонизма (в том числе сочинений Дионисия Ареопагита) ; Боэция, который передал средневековью аристотелевскую логику и поставил знаменитый вопрос об универсалиях; позднее – из отдельных сочинений Аристотеля.
Ансельм – последователь Августина, представитель схоластического реализма. До того, как Бог создал мир, полагал он, последний был в Боге как его идея. Прообразы мира – это “внутренняя речь” Бога, а возникающий мир – отображение его Слова. Отдельные вещи существуют лишь в качестве подчиненных форм, видоизменений общей сущности.
Привычное слово «педагог» имело значение «ведущий ребенка, провожатый» . Первоначально так называли раба, провожающего ребенка в школу и из школы. Позже родилось значение «наставник, воспитатель» .
Учение часто воспринимается как сложная и ответственная работа, с которой иногда может справиться только ребенок: слова работа и ребенок однокоренные, в которых заключено исконное значение «маленький, младший» , восходящее к семантике «зависимый» , которая сохранилась в слове «раб» . Этимологически ребенок – из «робенок» – «слабый, беспомощный» . А чтобы стать всемогущим и сильным, нужно учиться: писать, читать, говорить!