Кожанка - вовсе не разработка стилистов революции. Это бывшее армейское обмундирование. Кожанки, в основу кроя которых легла французская двубортная куртка, появились в начале ХХ в. в царской армии (их носили военные инженеры, механики, авиаторы) . Революция подарила кожанке новый статус. Она стала символом власти и несгибаемой воли вождей революции, чекистов и партийцев.
Кожаная куртка начала 20 века. Черный бархатный воротник . По фасону, расположению карманов и бархатному воротнику - соответствует образцу авиационной куртки Русской армии до 1917г
Кожанка - феномен, ставший символом революционной моды Советской России 1917 – 1ой половины 1920х гг. , символ антибуржуазности, атрибут комиссаров. Появление кожанки – типичная для послевоенных времен история проникновения униформы в гражданскую одежду. В Европе и России кожаную (черную или коричневую) униформу носили кумиры времени - шофёры и авиаторы. Кожанка подчеркивала причастность человека к социальным переменам, произошедшим в России в 1917 г. Она служила пропуском в любое советское учреждение и, конечно, ассоциировалась с привилегиями новой элиты нового общества. Любопытно подчеркнуть превращение кожаной куртки — форменной одежды летчиков и шоферов эпохи Первой мировой войны — в символ революционной моды. Этот социальный смысл хорошо улавливали рядовые граждане.
Облик женщины- комиссара, комсомолки, борца с мещанским бытом включал также короткую стрижку, красный платочек, белую блузку, черную прямую юбку чуть за колено, резкий образ доводился до совершенства маузером в потертой кожаной кобуре.
Божий М. М. "Декрет о мире" Девушка в красной косынке, кожанке и солдатских сапогах, с винтовкой за плечом читает текст декрета.
Достать кожанку, предмет вожделения многих, было нелегко. В первую очередь эти вещи даже после введения НЭПа стремились приобрести начинающие партийные работники и комсомольские активисты. Тянулись к внешней революционной атрибутике и желающие таким образом приобщиться к «пролетарской культуре» представители средних городских слоев и в первую очередь — молодежь. Надеть кожанку для многих из них означало зафиксировать факт изменения своей социальной принадлежности. В романе Н. Островского «Как закалялась сталь» есть эпизод, характеризующий «комиссарский» статус кожаной куртки, когда герой, только облачившись в подобную одежду и угрожая оружием, смог сесть в поезд.
Укрепившийся НЭП вывел кожанку из разряда знаковых вещей, во второй половине 1920-х она уже анахронизм. В 30-е годы еще носили кожанки. Кожанка-это вторая, «дубленая» кожа революционера, который, стремясь преобразовать мир и сделать счастливым свой народ