Нет ничего общего.
Подобно тому, как многие ошибочно полагают о пропасти между Католицизмом (РКЦ) и Православием (ПЦ), не меньшей ошибкой будет полагать, что из-за некоторых случайных внешних схожествей Баптизм и Лютеранство можно считать ближайшими "родственниками".
Пойдём по самым на наш взгляд важным моментам, в которых мы - лютеране - кардинально расходимся с баптистами:
1. Баптисты утверждают, что "Принцип 1. Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов" (
http://ehbvtomske.ru/verouchenie/printsipyi-tserkvi/).
Сказать подобное - всё равно что не сказать НИЧЕГО. Положить на стол томик Библии, и заявить, что мы живём согласно этой книге - это пошлый ход, за которым стоит исключительно гордыня тех, кто берёт на себя право трактовать Писание, а точнее, подстраивать вырванные из контекста отдельные стихи в согласии со СВОИМ пониманием Христианства.
Лютеранство в противовес персональному "откровению" пастырей, прихожан и др. имеет четкое и понятно сформулированное Вероучение, изложенное в согласии с Отцами и Учителями Церкви в Аугсбургском Исповедании (АИ). При этом АИ, равно как и все иные исповедальные документы Лютеранской Церкви стоят в строгом подчинении Откровению Священного Писания. Пастырь Лютеранской Церкви не может самовольно трактовать Откровение, но должен сверяться в своих убеждениях с Символом Веры, Вероучением и Св. Писанием.
2. Баптисты утверждают: "Принцип 2. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей".
Вопрос: есть ли какие ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии, по которым возможно определить, "возрожден" христианин или нет? Христианская Церковь, в согласии со Св. Писанием утверждает, что возрождение происходит, когда Дух Святый нисходит на человека в Таинстве Св. Крещения (см. Ин. 3.5). Далее же, если человек исповедует Веру в согласии с Вселенской Церковью (Рим. 10.9), исповедует свою греховность (1Ин. 1.8-9), приходит ко Св. Причастию (Ин. 6.53-57), то этого более чем достаточно, чтобы считать такового Христианином. Дела же его, если о таковом неизвестно, что он преступник, судить будет Бог. И только Ему и подлежит суд.
3. "Принцип 3. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям".
Крещение и Св. Причастие принадлежат Богу, а не Его служителям. Именно Обетование, а не раздающий и не принимающий являются гарантами истинности Таинства. Оно потому и Таинство, что от человека не зависит. Не напрасно Мартин Лютер писал, что "даже из рук сатаны Причастие не теряет своей спасительной силы".
Именно антропоцентричность (человек становится субъектом Веры) Баптизма делает невозможным какое бы то ни было родство Лютеранства и Баптизма. Лютеранство, в согласии с учением Св. Писания, Отцов и Учителей Церкви, исповедует Теоцентризм, т. е. что Бог, Его св. суверенная воля, Его св. Благодать, понимаемая нами как акт оправдания и искупления греховного рода человеческого посредством смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, есть основа, суть и содержание Христианской Веры. Человек есть объект Благодати, и Вера, как и добрые дела, есть последствие Благодати, а не акт человеческого "соработничества".