Что такое романс. (кратко)
В современном понимании романс - это небольшое
камерное музыкальное произведение, написанное
на лирические стихи, которое обычно исполняется
солистом в сопровождении фортепиано или гитары.
Романс схож с песней, но в то же время отличается от
неё некоторыми особенностями, что, собственно,
и делает романс романсом.
Его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной
мелодичности.
В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают
исключения.
В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания
уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса –
в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе.
Обычно романсы являются камерной музыкой
(пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно).
Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением,
чем песня, поэтому он может быть только лирическим,
тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство,
в нём всегда присутствует или подразумевается адресат,
т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог,
хотя бы и внутренний.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны,
трогательны и нежны или же трагичны.
Романс – это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента.
Романс – это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. «Романс» – это испанское слово, означающее «по-испански», то есть исполняется, как в Испании. Термин этот появился в средние века. Он означал, что вокальное произведение исполняется испанским певцом в испанском стиле. Вскоре весь мир стал называть светскую песню «романсом».
Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: баллада, элегия и романс в танцевальных ритмах.
В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.
В России появился совершенно новый вид романса – «цыганский романс». Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.
Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Сребрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин.
Особенности жанра романса
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением, чем песня, поэтому он может быть только лирическим, тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство, в нём всегда присутствует или подразумевается адресат, т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог, хотя бы и внутренний.
Близки к романсу инструментальные произведения «песни без слов», в которых преобладает мелодическая линия. Самыми известными являются «Песни без слов» Ф. Мендельсона.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны, трогательны и нежны или же трагичны.