Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
16лет
Изменено

Как украшали средневековые книги на западе европы???

По дате
По Рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
16лет



Искусство книги, как большинство жанров искусства средневековой эпохи, связано главным образом, конечно, с религией. Книга должна была играть роль проповедника, нести людям слово Божие. Но вместе с тем это было искусство “не для всех”: во-первых, как уже упоминалось, большинство населения в Средние века было неграмотным, а во-вторых, даже самая скромно оформленная книга стоила целого состояния. Таким образом, довольно быстро обладание драгоценными изданиями стало престижным, и знатные люди — короли, герцоги, служители церкви — заказывали для себя кодексы не только в просветительских целях. В книжной миниатюре лучше чем где бы то ни было отражаются стилистические и иконографические особенности различных школ и эпох. Часто книга бывает очень тесно связана с личностью ее заказчика, что представляет собой особый интерес для историков. Пожалуй, книжную миниатюру можно поставить в первый ряд памятников изобразительного искусства Средних веков.

Материалом для создания средневековых книг — кодексов служил пергамент (или пергамен) . Крышки переплета делались из дерева, обтягивались кожей, а особо ценные книги украшались окладом из золота, серебра, драгоценных камней или слоновой кости.

Обложка средневековой книги



Создавались книги в специальных мастерских — скрипториях, преимущественно в монастырях. Созданием книги занимался не один мастер, а несколько различных специалистов. Прежде всего писарь-каллиграф переписывал текст специальным книжным шрифтом (в отличие от повседневного, скорописного) , далее за работу принимался рубрикатор — этот мастер специализировался исключительно на инициалах. Если книга иллюминировалась, то этим уже занимался следующий мастер — миниатюрист. Переплет и оклад создавался в других мастерских. С подобным разделением труда процесс создания книги значительно ускорялся, но тем не менее для создания кодекса требовалось очень много времени (учитывая, что работали в основном в светлое время суток) .

Миниатюра Евангелиария Генриха II. Ок. 1020



X–XI вв. Из византийского искусства в книжную миниатюру приходят нарядность (очень много пурпура — императорского цвета и золота) , изящество линий, этим отличается и резьба по слоновой кости — техника, позаимствованная у византийских мастеров. Резной слоновой костью украшали оклады кодексов.

С развитием средневековой культуры совершенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Бывало, что декоративные элементы просто-напросто оттесняли текст на второй план. Так, экземпляр Библии, созданный во Франции в XII в. (Bible moralisee), был снабжен пятью с лишним тысячами миниатюр. Не довольствуясь богато разукрашенными инициалами, порой представлявшими собой целые миниатюры, витиевато оформленными заголовками, рубрикацией важнейших разделов и букв, многоцветными иллюстрациями, мастера стали украшать и свободное пространство - поля книги, как бы охватывая текст растительным орнаментом или другой декоративной рамой. Вообще искусство оформления книги средневековыми мастерами было доведено до совершенства. Краски были сочными и яркими - они сохранили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на пролетевшие столетия.

Источник: <noindex><a rel="nofollow" href="http://www.ukr-print.net/contents/page-702.htm" target="_blank">http://www.ukr-print.net/contents/page-702.htm</a></noindex> <noindex><a rel="nofollow" href="http://bookshistory.narod.ru/w-europ.html" target="_blank">http://bookshistory.narod.ru/w-europ.html</a></noindex> <noindex><a rel="nofollow" href="http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200600405" target="_blank">http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200600405</a></noindex>
Аватар пользователя
Знаток
6лет

МОГУ СКАЗАТЬ КАК ИХ УКРАШАЛИ: РАСКРАШЫВАЛИ САМОЕ НАЧАЛО КНИГИ, ЗАГЛАВНУЮ БУКВУ РИСОВАЛИ КРАСНЫМ СВЕТОМ И ОНА БЫЛА НА ПОЛ СТРАНИЦЫ