Уже во время первого периода Французской революции наметились серьезные изменения в стилистике женской одежды. Доминирующим стало платье-шемиз, получившее свое название за сходство с нижней сорочкой – шемиз. Его простота разительно отличалась от пышных нарядов эпохи рококо. Такие элементы нижней одежды, как корсет и панье, обязательные в предыдущем веке для формирования характерного силуэта, были забыты. Отныне дамы предпочитали носить тонкие, почти прозрачные белые хлопчатобумажные платья, надевая вниз один-два слоя белья или вовсе обходясь без него. Платье-шемиз отличалось четким, почти аскетическим силуэтом, за счёт высокой талии, а также цельнокроеного корсажа и юбки. Прототип такого костюма (chemise a la reine) любила ещё Мария Антуанетта. Постепенно платье трансформировалось, и, как мы видим на портрете Мадам Рекамье Франсуа Жерара (1802, Музей Карнавале, Париж),
всё более стало напоминать наряд неоклассицизма, который прославлял строгие, классические формы, характерные для времён Античности. В моду вошли полупрозрачные материалы: муслин, газ, перкаль, – их ценили за простоту. Подобные ткани скорее драпировали фигуру, создавая струящийся воздушный силуэт. Платье-шемиз стало символом новой, постреволюционной эстетической концепции. Однако европейские зимы оказались слишком холодными для тонких материалов и в моду вошли шали из Кашмира, которые полагалось набрасывать на плечи: они не только согревали свою хозяйку, но и служили удачным дополнением к ее платью. От холодов также защищали спенсер и редингот – практичные, скроенные на английский лад наряды.
Эта верхняя одежда во многом испытала на себе влияние военной формы эпохи наполеоновских войн: военные мундиры отличались смелыми новаторскими фасонами, целью которых было подчеркнуть могущество французских войск. Считается, что и кашмирские шали вошли в моду после того, как Наполеон привез их во Францию после своей египетской кампании 1799 года. Благодаря экзотическим рисункам и роскошной многоцветности, индийские шали быстро стали модным аксессуаром. Роскошные кашмирские платки стоили больших денег, и поэтому неудивительно, что их вносили в завещания или в списки приданого. После 1830 года популярность подобных накидок была столь велика, что к 1840-ым годам, как во Франции, так и в Англии открылись крупные ткацкие фабрики по производству шалей.
Далее ►
Ивагами М. Мода XIX века (из книги «История моды с XVIII по ХХ столетие)