В 1774 году Жан-Клод Галюша, кожевник при дворе Луи XVI, представил высшему свету Парижа изделия, в декоре которых, он использовал кожу ската. Это были коробочки для ювелирных изделий, зеркала, различная мебель и фурнитура. Этот материал очень быстро стал модным среди французской аристократии, а позже был назван «галюша» в честь человека явившего его Европе.
Среди драгоценностей Эрмитажа, Исторического музея и некоторых других хранилищ изредка встречаются ножны шпаг, табакерки, несессеры, рукоятки мечей, кинжалов и другие предметы, обтянутые очень красивым и оригинальным кожеподобным веществом темно-коричневого или же травяно-зеленого цвета с равномерно рассеяными мелкими, кремового цвета кружочками 1—2 мм в поперечнике. Это — галюша.
http://geozoom.ru/geology/Sobolevsky/ZM/pg69.htm фото Очешник Екатерины II
Искусный придворный кожевенник Людовика XV Галюша первый в Европе обратил внимание на «костяную кожу» , только что доставленную из приморских стран далекого Востока (Японии, Кореи, Китая) , где мастера уже в течение веков использовали ее для художественных изделий. Мастеру Галюша удалось раскрыть державшийся на Востоке в секрете способ ее выделки и изготовить из нее различные предметы, кожа сразу же вошла в моду под названием галюша. Это была кожа различных видов скатов и акул. Акул известно около 70 видов, однако для получения красивой галюша высокого качества пригодна кожа лишь очень немногих.
http://www.jeweller.ru/photobank/3191.htmlОсобенностью ее является то, что она проросла равномерно рассеянными костяными шипиками. Необработанная кожа очень груба и на ощупь напоминает рашпиль или же хорошую терку. По способу Галюша кожу сначала выделывают, как обычно, затем спиливают и сошлифовывают выступающие части шипиков; операции эти весьма сложные. Потом ее протравливают и окрашивают в темно-зеленый, реже в коричневый цвет. В результате и получается эластичная кожа с инкрустацией равномерно рассеянных кремового цвета овалов или кружочков. Крупные предметы (ножны холодного оружия, шкатулки) иногда обтягивались кожей различной окраски, подобранной рисунком под шкуру тигра, змеиную кожу и т. д. Для рукояток оружия костяные выступы спиливались немного, чтобы сохранить шероховатость кожи.
http://www.sinopa.ee/kalashnikov/k2000/k0005/k0524/05002401.jpgКожа акул и скатов в основном применяется так: ее сушат растянутой на досках, затем режут на полосы, которые набивают на дощечки, и используют как рашпили для шлифовки металлических и других предметов.
http://www.sinopa.ee/kalashnikov/k2000/k0005/k0524/05002401.jpgС какими же минералами мы здесь встречаемся? Химический состав шипов кожи непостоянен и сильно колеблется в зависимости от вида рыбы и места ее обитания. В основном это фосфаты кальция, иногда близкие по составу к нашим зубам, а иногда почти точно соответствующие минералу апатиту.
Фаваз Груози вывел из забвения "галюшу", кожу ската, материал, который в последний раз был популярен в эпоху ар-деко. В 1920-1930-е "галюшу" использовали исключительно для отделки аксессуаров — щеток для волос, пудрениц, вечерних сумочек, минодьеров, портсигаров, зажигалок — словом, для разной ерунды. Фаваз Груози присвоил "галюше" серьезный драгоценный индекс — кожа ската, которую Груози раскрашивал в разные цвета, стала участвовать в ювелирных украшениях haute joaillerie, аккомпанировать самим бриллиантам, сапфирам, изумрудам, рубинам.