ГАЛИНА
Высший разум
(2406274)
8 лет назад
"Ода На день восшествия..." - типичное произведение в духе
классицизма.
"Ода.." написана высоким штилем .
Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма,
отличается логической стройностью.
Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное
развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.
Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами
классицизма, это стихотворение начинается величественным
прославлением мира.
Естественным продолжением этой величавой картины служит
восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание
страны прежде всего тем, что принесла ей мир - ведь в её
царствование действительно прекратились войны,
которые долго вела Россия:
Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания
об ее отце - Петре I, продолжательницей которого поэт
мыслил новую царицу:
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Такая логика развития поэтической мысли даёт возможность
автору завершить свою оду не только традиционным
восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь
науки.
Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегу!,
Ода завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать
во славу Российской земли.
Основное действие персонажей Ломоносовской оды заключается
в том, что они поют, гласят, гремят, рекут, возглашают, держат речь,
говорят, молвят, возвышают глас, звучат, славят гласно и т. д.
Пространство одического текста заполнено стоящими, сидящими,
скачущими верхом и простирающими руки фигурам, облик
которых колеблется между представлением о человеческих
формах и абстрактном понятии.
Одическая идея помещена в безграничный мир, который лишь
по видимости имеет некоторые географические или пейзажные
признаки, по сути же, является космосом,
по которому одическая идея перемещается со свободой и
скоростью мысли.
Отдалённость идеального одического образа от материального
быта подчёркнута мотивом пространственной высоты
(горы, небеса, солнце), его метафорическим мотивом
эмоционального подъёма (восторг, восхищение, веселье)
и мифологическими символами поэтического вдохновения и
божественности (Парнас, Олимп).
Образы торжественной оды складываются из идей,
связанных с понятием верховной государственной власти в
высшем, идеальном и положительном смысле.
Ломоносов в торжественной оде дал блистательный
образец именно высокого литературного стиля классицизма.