Автопо́езд — комбинированное транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и прицепа (прицепной автопоезд) или полуприцепа (седельный автопоезд) . Автопоезда могут формироваться из грузовых, пассажирских и легковых транспортных средств.
Для перегонки грузов по бескрайним пространствам Австралии используются автопоезда – мощные грузовики с одним-единственным водителем, тянущие за собой невообразимых размеров прицепы. Похоже, сама земля издает ужасающий утробный звук. Запуск стартера, работающего на сжатом воздухе, сотрясает корпус властелина австралийских пустынь – грузовика Mack в версии CLR и тянущихся за ним огромных прицепов. Мотор издает рык, от которого волосы встают дыбом и кажется, что вот-вот лопнут барабанные перепонки. Клубы рыжей пыли окутывают кабину «Мака» .
Mack в исполнении CLR расшифровывается как Conventional Long Reinforced, то есть «удлиненная базовая модель с усиленной конструкцией» . «Базовая» кабина расположена за моторным отсеком, длинный капот которого скрывает восьмицилиндровый V-образный дизель объемом 16 литров мощностью 525 лошадиных сил с 20-скоростной коробкой передач. Рама усилена, но она по-прежнему чрезвычайно легкая, что позволяет машине передвигаться по любому дорожному покрытию. Автомобиль, многие детали которого, от дисков колес до четырех 500-литровых топливных баков, изготовлены из алюминия, способен тянуть за собой до 500 тонн груза. Три «двухэтажных» прицепа общей длиной 52 метра могут везти за сотню голов животного мычащего груза со скоростью 100 километров в час. Это самый настоящий автодорожный поезд, крепко стоящий на всех своих 72 колесах. В случае экстренного торможения этому гиганту необходим целый километр, чтобы остановиться. Поэтому существует риск сильного заноса прицепов, оставляющих по обеим сторонам дороги глубокие рваные борозды, от вида которых у любого водителя пропадает желание тормозить вообще. Впрочем, Mack и не создан для торможения: его удел – мчаться по бескрайним пустынным просторам, колесить по континенту во всех направлениях. Металлические перекладины, опоясывающие радиатор и кабину, предохраняют ветровое стекло от несчастных кенгуру, случайно попадающихся на пути этого монстра.
Время от времени по встречной полосе проносится такой же грузовик-гигант. Коллеги приветствуют друг друга пронзительным гудком, в то время как колеса продолжают пожирать асфальт, окутывая машины пеленой пыли. Таковы автопоезда. Большинство таких грузовиков, тянущих за собой огромных размеров прицепы, - французского происхождения, так как заводы «Мак» были в свое время куплены фирмой «Рено» .
Автопоезд может покрыть путь в 7 тысяч километров от Виктория-Ривер-Даунз до Перта менее чем за пять дней.
Дальнобойщики проводят в просторных кабинах своих грузовиков по 24 часа в сутки. Здесь есть кровать длиной 1 м 80 см, телевизор, видеомагнитофон, магнитола, сотовый телефон и холодильник, в котором напитки могут оставаться прохладными долгие часы. Маршрут никогда не измеряется в милях. Единицей измерения служат… банки «Кока-Колы» .
алкоголь исключен – в Австралии действуют чрезвычайно строгие законы в отношении вождения «под мухой») . Дорога в «восемь банок» , в зависимости от степени жажды водителя, означает примерно семьсот-девятьсот километров пути. Учитывая немалые расстояния, такой допуск с сто-двести километров вполне простителен.
А какие единицы измерения используют эти водители для определения длины маршрута?