кто изобрел маску?
Хоккейные справочники обычно называют легендарного вратаря, семикратного обладателя приза лучшего вратаря НХЛ Жака Планта. Ответ этот верен лишь отчасти. Плант стал первым хоккейным голкипером, ставшим использовать маску регулярно. Идея же родилась задолго до него.
На заре хоккея, во времена, когда команды играли не 6х6, а 7х7 (была еще позиция «блуждающего форварда») , масок вратари не носили. В них попросту не было необходимости.
Во-первых, правила игры в те времена существенно отличались от нынешних. В частности, вратарям запрещалось отбивать и ловить шайбу в падении. Нарушившие это правило подвергались малому двухминутному штрафу, причем отбывать его должны были самостоятельно (!). Таким образом, риск получить травму лица был относительно невелик.
Во-вторых, наиболее опасный для вратарей бросок «щелчок» еще не был изобретен.
В-третьих, методы защиты, используемые вратарями 1890-1910 гг. , были иной раз очень нестандартными. Историки хоккея помнят, например, имя Педди Морана, выступавшего в 1902-1917 гг. за команду «Квебек булдогз» (кстати, двукратного обладателя Кубка Стэнли) . Моран частенько лупил клюшкой по ногам зазевавшихся форвардов противника, причем, норовил попасть по пальцам. Если же форварды попадались упорные, вратарь Моран.. .выплевывал им в лицо табачную жвачку. Согласимся, маска в этом случае только мешала бы.. .
Считается, что первым в истории хоккея голкипером, носившим маску, был Клинт Бенедикт, выступавший в НХЛ 17 сезонов и завоевавший четыре Кубка Стэнли (трижды в составе «Оттава сенаторс» и один раз, играя за «Монреаль марунз») .
В январе 1930 года Бенедикт, опытный 34-летний голкипер «Марунз» , получил серьезную травму лица. Не желая пропустить следующий матч, он сконструировал маску из толстой кожи, закрывавшую место ушиба. Маска, однако, оказалась очень неудобной. Из-за слишком большой пластины, закрывавшей нос, Бенедикт не всегда хорошо видел площадку. Вскоре в игре против «Монреаль канадиенс» Бенедикт пропустил сильнейший бросок, и шайба, пущенная легендарным X. Моренцем, попала прямо в маску. Толстая кожа и подкладка не спасли: с переломом носа Бенедикт выбыл из строя на два месяца. Вернувшись на лед, он уже не пользовался доставившей ему столько неприятностей маской. (Замечу, что маска К. Бенедикта сохранилась и находится сегодня в Пантеоне хоккейной славы в Торонто) .
В последующие почти три десятка лет вратари НХЛ к идее использования защитной маски не возвращались. Кажется, и в Европе голкиперы играли исключительно с открытым лицом. Есть информация, что маску носил вратарь сборной Японии на Олимпийских играх 1936 года, проходивших в Гармиш-Партенкирхене. Впрочем, информация эта неподтвержденная: ни американские, ни канадские, ни английские журналисты в своих репортажах с Олимпиады об этом факте не упоминают, а японские газеты той поры мне не попадались.
Тому, что хоккейные голкиперы все же надели маски, способствовало два события: изобретение броска «щелчок» и появление клюшек с изогнутыми крюками. И то, и другое получило распространение в 1950 гг. , и вратари сразу оказались в невыгодном положении. Возросло и количество голов, и количество травм, но это, казалось, не волновало никого, в том числе и самих вратарей. Физическая боль и многочисленные повреждения считались неотъемлемыми компонентами игры.
Жак Плант, человек, которому, как уже было сказано, молва приписывает честь изобретения вратарской маски, додумался до нее далеко не сразу. К 1959 году он уже был трехкратным обладателем Кубка Стэнли в составе «Монреаль канадиенс» и трехкратным же обладателем приза Везины, который вручают лучшему вратарю.
Продолжение здесь
http://www.zn.ua/3000/3900/11231/