Екатерина Коссиковская
Мастер
(1435)
15 лет назад
Почему курица не летает.
незапамятные времена у живых существ, обитавших на земле, еще не было собственных правителей, вожаков. Всем живым управляли лишь наты. Одни наты властвовали над людьми, другие — над обитателями вод, третьи — над дикими жителями лесов и гор. И птицами, и насекомыми тоже ведали наты. Каждый нат имел свой храм, куда собирались те существа, которыми он управлял.
Храм ната, властвовавшего над птицами, был высоко в небе, под самыми облаками. Из-за этого и птицам приходилось жить очень высоко, и им было трудно добывать себе пищу. Поэтому нат птиц разрешил им раз в неделю спускаться на землю за кормом. Все птицы были довольны решением ната. Им нравилось жить в вышине, где не угрожала никакая опасность, и только раз в неделю они спускались на землю за едой.
Всем птицам нравилась такая жизнь, кроме курицы. Она думала только о том, чтобы побольше добыть еды. И согласна была жить даже там, где ей угрожала опасность. Поэтому курица частенько убегала в запретные места. Нат бранил курицу, но она все равно не слушалась. Однажды нат птиц отправился по своим делам, а птицам разрешил слетать на землю за едой, но чтобы быстро вернулись в храм. Птицы выполнили приказ ната и скоро возвратились с земли, одна лишь курица не вернулась.
Когда нат птиц вернулся в храм, он проверил, все ли его подданные на месте. Курицы не было, и нат отправился на землю искать ее. А жадная курица ушла так далеко, что нат не смог ее найти. Очень рассердился нат и сказал:
— Хоть и есть у курицы крылья, в наказание за ее жадность пусть она теперь не сможет летать так далеко, как другие птицы; пусть живет только на земле.
С тех пор курица не может подняться в небо, а живет на земле
Группа АнГеЛы
Знаток
(431)
15 лет назад
Некоторые люди принципиально не читают модные книги. Подобная позиция отчасти оправдывается вполне естественным недоверием к суждениям и вкусам своего времени, как правило, оставляющим желать лучшего. Да и слежение за литературной модой требует слишком много по большей части неоправданных усилий. Однако подобного рода эстетическое диссидентство имеет тот существенный недостаток, что о действительно значительных явлениях современной культуры сторонник подобной точки зрения узнает как-то уж очень не вовремя. И это эссе должно было появиться много раньше: что касается Виктора Пелевина, лет десять, а Ника Парка — года три назад. Впрочем, эти авторы стали почти классиками — о них можно писать и без информационного повода. Эссе, впрочем, можно притянуть за уши и к теме этого номера: в нем тоже говорится об апокалипсисе в отдельно взятом курятнике.
С детства я боялся кур. Боялся почти мистическим страхом. Я не видел в них какой-либо угрозы собственному существованию, не опасался, что они нападут на меня, выклюют глаза или сделают какую-либо другую гадость, — просто меня пугала их неотмирность и нереальность. Во мне вызывал ужас уже сам факт того, что такие большие существа, внутри которых течет такая же, как у меня, красная кровь, ведут себя не как нормальные звери и птицы, а как некие одушевленные, но бездушные механизмы. Я до сих пор с трепетом вспоминаю, какими медленными и неосмысленными шагами ходили они по моему огороду, издавали леденящие душу звуки: «ко-ко-ко» , — которые, казалось, не могли принадлежать живым существам, дерганными движениями поворачивали головы, пустыми глазами выискивали пищу и, заметив ее, стремительно, как иглой швейной машинки, били клювом и жадно заглатывали добычу. Никакая мысль, наверное, не могла возникнуть в их безобразной маленькой голове, тем более что когда эту голову отрубали, курица еще долго бегала по огороду, оставляя на снегу алую полосу. Я всегда любил размышлять, чем те или иные живые существа похожи на человека. Куры единственные ничем не были похожи на человека… Кроме того, они не умели летать и даже никогда не смотрели на небо.
Года два назад (а надо было бы раньше) я прочитал повесть Пелевина «Затворник и Шестипалый» и совсем недавно (и тоже с опозданием) увидел мультфильм «Побег из курятника» . Эти произведения несколько ослабили мой страх перед курами. Они относятся к разным видам искусств и во многом противоположны друг другу.
Люди и звери
С древности в литературе люди изображались в виде животных. Чаще всего это была некая условность: животные вели себя абсолютно так же, как люди, а звериный облик был лишь указанием на некоторые качества характера (лиса — хитрость, заяц — трусливость и так далее) и особенности взаимоотношения героев (естественно, персонажи, олицетворяемые тем же зайцем и лисой, должны были люто ненавидеть друг друга) . Пелевинские куры, главные действующие лица «Затворника и Шестипалого» , совершенно выпадают из этой традиции. Потому что они именно куры: и по своему поведению и по анатомическому строению. Среда обитания пелевинских персонажей на «Бройлерном комбинате им. Луначарского» также ничем не отличается от куриной жизни на реальных птицефабриках. Однако куры Пелевина обладают разумом и свободной волей, присущими только человеку. Наделить таких «бесчеловечных» существ, как куры (см. выше) , свойствами человеческой природы — весьма интересный художественный прием, позволяющий несколько неожиданно взглянуть на человека. (Как противоположный пример в творчестве Пелевина — роман «Жизнь насекомых» , где уже насекомые представлены в виде людей. ) Таким образом, у Пелевина получилось соединение философской притчи и вполне реалистического произведения, по которому будущие историки смогут изучать мясное птицеводство России конца XX века.
В мультфильме Ника Парка «Побег из курятника» все обстоит более традиционно: от кур в его героях остался только внешний вид, способность откладывать яйца и неумение летать. Да и в отношении внешнего вида это — какие-то странны