Ольга Еранова (Шевченко)
Знаток
(357)
16 лет назад
Екатеринбургская гранильная фабрика (ЕГФ) . Екатеринбургская фабрика берет начало от первой шлифовальной мастерской по обработке мрамора, построенной в городе в 1738 г. Рейнером (первые опыты создания камнерезного производства в Екатеринбурге относятся к 1726 г.) . В 1750 г. параллельно с уже существующей мастерской построена шлифовальная мельница, приводимая в движение водой. Строилась она по моделям, снятым с машин Петергофской мельницы. Обе мастерские входили в состав Екатеринбургского завода и подчинялись Сибирскому обер-бергамту. Создававшаяся поначалу для обработки мрамора, мастерская Рейнера с конца 40-х гг. приступила к работе с твёрдыми камнями. Новая мельница с 1751 г. начала обрабатывать яшму, гранить драгоценные и ювелирно-поделочные камни. Обработка мрамора была переведена на Северский завод, где в непосредственной близости от каменоломен была заложена новая шлифовальная мастерская. В 1765 г. оба производства — камнерезное и мраморное — переданы в распоряжение созданной на Урале по указам Екатерины II и Сената Экспедиции об изыскании цветного каменья, разместившейся поначалу со своими службами в селе Горный Щит, в окрестностях которого ею сразу же было положено начало новой (Мраморской) мастерской по обработке мрамора. С появлением Горнощитского мраморского завода Северская (она же Сысертская) фабрика была отдана в частные руки, а мастера её были переведены в Екатеринбург и в село Мраморское. С 1782 г. мастерская в Екатеринбурге специализируется на изготовлении ваз и чаш из твёрдого камня, совершенствует ограночное дело. В январе 1800 г. экспедиция передана в управление президента Академии художеств графа Шуазеля Гуфье, затем графа А. С. Строганова. Под началом Академии екатеринбургская мастерская в короткое время превращается в подлинно творческую камнерезную школу. В 1804 г. экспедиция упразднена, а мастерские переименованы в “Екатеринбургскую гранильную и шлифовальную фабрику и Горнощитский мраморный завод”. С 1806 г. фабрика и завод находятся в ведении горного департамента министерства финансов и подчинялись екатеринбургскому горному начальству. В 1811 г. оба производства переданы в ведение Кабинета императорского двора. В 1836—1839 гг. фабрика в Екатеринбурге получила новое здание и оснащена новейшим по тем временам оборудованием (на ил. 7, 8, 9 воспроизведены чертежи реконструкции фабрики этих лет) .
С 1836 г. работа фабрики основывалась на труде навечно приписанных к ней рабочих, крепостных мастеров, рассматривавшихся как собственность императорской фамилии. Реформа 1861 г. — отмена крепостного права — сразу же лишила фабрику этой даровой рабочей силы, что вызвало затяжной кризис в её работе. С фабрики ушли лучшие мастера и наиболее опытные художники. Кризисная ситуация так и не была преодолена — фабрика медленно угасала. Кабинет принял решение продать или отдать её в аренду на любых условиях. Помешала этому затянувшаяся работа над несколькими огромными заказами императорского дома. Исполнение их растянулось почти на сорок лет. В 1913 г. под эти заказы проектировались даже коренная перестройка фабричного здания, замена обветшавшего оборудования, электрификация трудоёмких процессов черновой обработки камня. Война в 1914 г. прервала эти работы.
В 1917 г. фабрика была национализирована и передана в руки рабочих. Строились планы коренной реконструкции всей деятельности старой гранильной на основе нового социального заказа. Осуществление этих планов остановили годы гражданской войны, разруха. Фабрика была окончательно разорена занявшими её корпус белыми, какое-то время была закрыта. 1 января 1920 г. городской Совет освобождённого от колчаковщины города принял специальное постановление “О восстановлении гранильного дела на Урале”. Этот день стал началом новой истории Екатеринбургской гранильной, а в конечном счёте и днём рождения её преемника — современного предприятия Уральские самоцветы.
Своими традициями Екатеринбургская гранильная фабрика обязана преданным уральскому камню техникам, мастерам, художникам. Уди