Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
16лет
Изменено

Нужен реферат по:

по истории России: "Общественно политическая жизнь в России в конце XV-XVII веков! " и по Археологий: "Взаимосвязь славян с финоугорскими племенами"

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
16лет

Община, империя, православие в русской этнической картине мира XV-XVII веков
I

Русские создали огромное мощное государство. Вся жизнь его подданных была устроена так, что каждый служил интересам государственного целого — по своей ли воле, помимо ли нее. Отношение же к государству русских крестьян, составлявших основную массу народа, было противоречивым. Крестьяне старались избегать любых встреч с представителями государственной власти, как огня боялись попасть в суд хотя бы в качестве свидетелей, а при появлении представителя власти в деревне прятались по избам. Но, оказывается, эти же крестьяне очень неплохо разбирались во внешней политике государства: в периоды войн народ внимательно следил за ходом боевых действий, и чтение газет занимало значительную долю деревенского досуга.

Связь русского крестьянства с государством никогда не была отношением гражданства и законности в обычном смысле, народ не признавал посредническую роль каких-либо гражданских институтов. Крестьянин как бы считал себя вправе решать, что государству нужно от него, а что нет. Народ имел отчетливый образ некоего должного государства. И в этой разнице между идеальным и реальным — корни конфликта, на котором строилась русская государственность. Чтобы понять внутренний смысл этого конфликта, необходимо разобраться в феномене русской общины.
II

Понятия «мира» , «общины» были центральными в сознании русских крестьян. Крестьянин осознавал себя членом русского общества лишь в качестве части конкретной общины, мира. «Мир» понимался как автономная самодостаточная целостность. С правовой точки зрения, он был административной единицей, с точки зрения имущественного права — поземельной общиной, а со стороны церковноканонической мир был приходом, той ячейкой общества, через которую Православие оказывало прямое воздействие на народное сознание.

Неудивительно поэтому, что подчас трудно решить, где кончается приход и где начинается волость. Не есть ли это два разных названия одной и той же административной единицы? Если строилась новая церковь, приход разделялся, но автоматически разделялась и волость. Дела поземельной общины (волости) и прихода никак не разграничивались. Община выбирала причт. Из церковной казны выделялись ссуды прихожанам. Около церкви отводились места для нищих, питавшихся «от церкви Божьей на средства благотворительности» . Приходской клир, в свою очередь, участвовал в мирских выборах; священники, с ведома и разрешения высших властей, разбирали судебные тяжбы. Дьячок исполнял обязанности сельского секретаря и нотариуса. По словам историка русского «мира» С. В. Юшкова, такой «приходской строй мирской церкви, с его автономией, был для мирских людей идеален. Мало-помалу стал развиваться взгляд, что приходская автономия есть часть земского самоуправления» .

Нельзя, конечно, идеализировать мир-приход. «Братчины» — пиры, устраивающиеся по церковным праздникам, — часто превращались в попойки с мордобоем; духовенство находилось в зависимости от прихожан. Но при всем несовершенстве приход был «обществом, где люди собирались у одной церкви, чтобы слушать Слово Божие, вместе учиться, спасаться, чтобы не погибла душа брата» . Приходы состояли в прочном и постоянном взаимодействии с монастырями, которые тогда были центрами просветительной и благотворительной деятельности.

Авторитет церковных людей на деревне был очень высок; в случае смуты, бунта, мятежа они могли оказать на крестьянскую общину умиротворяющее воздействие, а впоследствии помочь ее покаянию в творимых бесчинствах. Именно существование мира-прихода позволяло народному сознанию быстро оправляться даже после страшнейших бунтарских потрясений, которые сотрясали и средневековую, и «послепетровскую» Русь. В момент смуты бунтовала община, приход же, будучи с ней тесно слитым, сохранял память о нормальной иерархии отношений. Через приход восстанавливался мир.

С ростом централизации мир в глазах народа по-прежнему оставался высшим авторитетом. «Мир» обладал атрибутами государственности: с

Аватар пользователя
Профи
16лет

нужен? качай тут :)

Аватар пользователя
Знаток
16лет

- http://kursoviki.spb.ru
- http://allbest.ru
- http://www.ireferat.ru
- http://www.stydenty.ru
- http://www.bankreferatov.ru
- http://kref.ru
- http://www.easyschool.ru
- http://www.superreferat.ru
- http://www.referatbank.ru
- http://shpora-zon.narod.ru
- http://www.studentcenter.ru
- http://napishem.by
- [ссылка появится после проверки модератором]
- [ссылка появится после проверки модератором]
- http://referats.yandex.ru
- http://www.referat.su
- http://www.helpeducation.ru
- http://www.rureferat.ru
- http://student.km.ru
- http://www.referat.ru
- [ссылка появится после проверки модератором]
- http://www.troek.net
- http://diplomka.ru
- [ссылка появится после проверки модератором]
- http://www.bankrabot.ru
- http://epoisk.ru
- http://www.bestreferat.ru
- [ссылка появится после проверки модератором]
- http://www.m-s-a.ru
- http://nezachetov.net
- http://www.examenovnet.ru
- http://school.yandex.ru
- http://www.informik.ru
- http://www.oprave.ru
- http://www.decanat.ru
- http://www.refferat.info
- http://www.almamate.ru/referats