ГАЛИНА
Высший разум
(2401555)
7 лет назад
Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе-
это и реальный город, типичный для России 60-х
годов XIX века, и обобщенный образ
и символ России середины прошлого столетия в целом.
Среди раздолья русской природы, на крутом берегу
Волги раскинулся утопающий в зелени садов город
Калинов. Казалось бы, и жизнь людей этого города
должна быть красивой и счастливой.
Однако богатые купцы создали в нем мир
"тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия".
Городок известен крепкими запорами и глухими заборами,
заковавшими всякое новое проявление жизни.
Островский, описывая купеческий быт и нравы,
обращает внимание не только
на недостатки взаимоотношений в одной или двух
отдельно взятых семьях.
Большинство обитателей Калинова не могут
похвастаться практически никаким образованием.
Достаточно вспомнить рассуждения горожан о
“Литовском разорении” у расписанных стен галереи.
Повседневный быт. Это спокойное, размеренное
существование, бедное событиями.
Вести о столичной жизни или дальних странах
до обитателей Калинова доносят “феклуши”,
еще более темные, невежественные странницы,
недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному,
как и Кабаниха, которая не сядет в машину,
“хоть ты золотом осыпь ее”.
Странница же Феклуша восхваляет калиновскую жизнь:
"В обетованной земле живете!
И купечество все народ благочестивый, добродетелями
многими украшенный!"
Так сталкиваются две оценки одного и того же явления.
Невежественные жители города Калииова слушают
Феклушу и верят её рассказам.
Кулигин характеризует и семейные устои города.
За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы.
Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове
законом силы, власти и денег.
Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может
прожить без ругани.
Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность
безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и
материально от него зависим.
Люди для него- ничто. “Ты червяк.
Захочу- помилую, захочу-раздавлю”,-говорит он Кулигину.
Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих,
причем сам он не считает это преступлением.
“Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека,
а у меня из этого тысячи составляются”,-хвастливо
говорит он городничему.
“У кого деньги, тот старается бедного закабалить,
чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”.
Представитель закона принимает откровения
Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои
неблаговидные поступки за лживой добродетелью.
От ее самодурства больше всех страдает семья.
Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое,
извлекла самые жестокие формы, оправдывающие
деспотизм.
В городе Калинове царят корысть и жестокость.
Нет простора живым чувствам и разуму.
Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни,
калечат души людей.
Но гроза нависла над городом Калиновом. И поэтому,
чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры
в “Грозе”.
Шумят и злятся, потому что власть их кончается.