ГАЛИНА
Высший разум
(2402767)
7 лет назад
После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза”
появилось множество откликов в периодической печати,
но наибольшее внимание привлекли статьи
Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и
Д. И Писарева “Мотивы русской драмы ”.
Н. Добролюбов назвал город Калинов "тёмным царством",
а Катерину - "лучом света" в нём.
С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев.
В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину
“полоумной мечтательницей” и “визионеркой”:
“Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних
противоречий; она ежеминутно кидается из одной
крайности в другую; она сегодня раскаивается в том,
что делала вчера, и между тем сама не знает,
что будет делать завтра; она на каждом шагу путает
и свою собственную жизнь и жизнь других людей;
наконец, перепутавши все, что было у нее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым
средством, самоубийством”.
Писарев совершенно глух к нравственным переживаниям
героини, он считает их следствием неразумности
Катерины: “Катерина начинает терзаться угрызениями
совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”.
Трудно согласиться с такими категоричными
заявлениями, с высоты которых судит “мыслящий
реалист” Писарев.
Однако статья воспринимается скорее как вызов
добролюбовскому пониманию пьесы, особенно в
той ее части, где речь идет о революционных
возможностях народа, нежели как литературоведческий
анализ пьесы.
Ведь Писарев писал свою статью в эпоху спада
общественного движения и разочарования революционной
демократии в возможностях народа.
Поскольку стихийные крестьянские бунты не привели
к революции, Писарев оценивает “стихийный”
протест Катерины как глубокую “бессмыслицу”.
Своеобразным “лучом света” он провозглашает
другого литературного персонажа - Евгения Базарова.
Разочаровавшись в революционных возможностях
крестьянства, Писарев верит в естественные науки
как революционную силу, способную просветить
народ и привести его к мысли о преобразовании жизни
на разумных началах.
Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев.
Он увидел в ней “поэзию народной жизни, смело,
широко и вольно”, захваченную Островским.
Он отметил “эту небывалую доселе ночь свидания в
овраге, всю дышащую близостью Волги, всю
благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю
звучащую вольными песнями, забавными, тайными
речами, всю полную обаяния страсти глубокой и
трагически роковой.
Это ведь создано так, как будто не художник,
а целый народ создавал тут! ”