Внутренняя среда включает в себя факторы, позволяющие оценить потенциал предприятия. Потенциал означает возможности той или иной системы, ее производственные мощности, внутренние ресурсы, которые могут быть мобилизованы для реализации тех или иных целей. К потенциалу предприятия можно отнести материальные и технические ресурсы, финансы, уровень информационного обеспечения, инновационные и инвестиционные возможности, состав и профессиональную структуру кадров и другое. Структурируя потенциал предприятия, можно выделить следующие основные его блоки:
* Товарный блок — возможность выпускать ту или иную продукцию, адекватную потребностям рынка, пользующуюся спросом в настоящее время и в перспективном периоде, способность создавать конкурентоспособную продукцию.
* Технический блок — технические и технологические ресурсы, которые могут быть задействованы предприятием; производственное оборудование, сырье и мате-риалы, необходимые запасы и складские помещения, способы приготовления продукции, способность обновления технологии и другие ресурсы.
* Кадровый потенциал — численность и квалификация кадров, возрастной и профессиональный потенциал, уровень трудовой мотивации, наличие сплоченной команды, способность к реализации конкурентоспособных идей и т. д.
* Финансовый блок (потенциал) — финансовое состояние предприятия, структуры активов и пассивов, средний остаток наличности, ликвидные активы, доступность заемных средств, наличие потенциальных инвесторов и т. д.
* Информационный блок — доступ к информации о внешней и внутренней среде предприятия, достоверность и своевременность формирования баз данных, культура обобщения и обработки информации и т. д.
Цель анализа внутренней среды — выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Внутренний анализ представляет собой оценку функциональных зон фирмы и предназначен для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Многие компании используют для этих целей так называемый SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз) .
Но вообще-то, думаю, что строгого перечня не существует. Хотя в общих чертах, наверное, так. (от себя)
еще здесь посмотрите:
http://www.aup.ru/books/m170/1_3.htm