Итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов.
Перчаточные куклы использовались еще древними египтянами для увеселения публики.
Пульчинелла — итальянская перчаточная кукла, которая полюбилась зрителям благодаря образу шута. Пульчинелла так понравился итальянцам, что они захотели видеть его на всех карнавалах, народных праздвенствах, во всех балаганах. В театре вести куклу Пульчинеллы разрешалось только самым опытным актерам, которые могли весело вести игру, кто был смел и легко придумывал новые шутки. Куклы так быстро прижились в народе, что играть их роли стали даже драматические актеры. Французкой куклой такого типа является Полишинель. Французы, увидев выходки Пульчинеллы, решили и себе создать нечто подобное. Они вырезали из дерева голову с крючковатым носом, сделали кукле веселый костюмчик. У Полишинеля были огромные глаза и розовые щеки. Кукла могла выглядеть и веселой, и озорной, и негодующей или сердитой — все зависело от того, как повернуть куклу. В этом был свой секрет, и французы очень тщательно оберегали его.
Французы и теперь очень любят вспоминать Полишинеля. Он стал для них очень близким героем.
В начале девятнадцатого века у Полишинеля пеоявился собрат. В городе Лионе придумали новую куклу и назвали ее Гиньолем. Немецким представителем такого рода кукол является Касперле, а английским — Панч.
"Петрушка - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В. Даль) .
Шарманка Петрушки известны с 17 в. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол) . До 19 в. предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, т. к. петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя — его называли Петром Петровичем Уксусовым или Ванькой Рататуем.
Кто его создатель?
Простой вопрос.. . под утро...