ГАЛИНА
Высший разум
(2407379)
6 лет назад
Роман начинается в июле 1805 года
В Петербурге собираются высшие слои столичного
общества: разговоры в салоне хорошо передают
сложную политическую атмосферу того времени.
Главным историческим содержанием первых пяти
глав является информация о политических событиях
в Европелетом 1805 года и о предстоящей войне
России в союзе с Австрией против Наполеона.
Гости фрейлины Шерер ведут разговор о политических
новостях, о военных действиях Наполеоном, в силу которых
России, по долгу союзника Австрии, придется вступить
в войну с Францией.
Но разговор о событиях государственной
важности никого не интересует и представляет собой
пустую болтовню то на русском, то на французском
языке, за которой скрывается полное равнодушие
к тому, что ожидает русскую армию во время похода
за границу.
Описывая события 1805-1807 годов, Толстой показывает,
что народам эта война была навязана.
Русские солдаты, находясь вдали от родины,
не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно
умирать.
Смотр войск в Браунау показал полное безразличие к
предстоящему походу.
Кутузов лучше многих понимает ненужность этой
кампании для России. Он видит равнодушие союзников
в его армии, желание Австрии воевать чужими руками.
Браунау – маленький австрийский городок, где находится
главная квартира Кутузова, и куда собираются русские
войска среди них - пехотный полк.
Солдаты прошли тысячу верст из России.
Их сапоги разбиты, новую обувь должно было доставить
австрийское ведомство, и не доставило: полкового
командира это заботит мало.
Полк не готов к боевым действиям, но полковой
командир хочет показать главнокомандующему как
раз обратное: все в порядке, полк готов к войне.
Только Кутузов как раз "намеревался показать австрийскому
генералу то печальное положение, в котором
приходили войска из России".
Он то знает, какое значение имеет обувь.
Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает
их продвижение к границам Франции.
Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и
героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной
бойни.
Когда же сражение оказалось неизбежным,
то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность
помочь союзникам. Принять на себя главный удар.
Четырехтысячный отряд под командованием Багратиона
под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага,
“в восемь раз” превосходящий его численностью.
Это дало возможность продвинуться основным силам.
Чудеса героизма показало подразделение офицера
Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло
ответный удар, что спасло фланговые части армии.
Вся бессмысленность кампании показана писателем
при подготовке высшего генералитета к сражению
и под Аустерлицем.
Они считают, что Наполеон не готов к нему, боится
решительного столкновения с противником.
Австрийский генерал Вейротер, читая свой план операции,
говорит: “Первая колонна марширует.. .
Вторая колонна марширует.. .Третья колонна марширует... ”
Но на деле никакого “марша” не оказалось.
Воспользовавшись туманом, незаметно подошли
французские войска.
Возникла паника, русские войска побежали назад.
Как и предполагал Кутузов, сражение было проиграно.
Во время прохождения по рядам войск Кутузов вдруг
остановился.
Он узнал "капитана с красным носом" Тимохина –
своего измайловского товарища. Кутузов умел видеть
других людей, понимать подчиненных, поэтому еще
с турецкой войны он запомнил Тимохина.
Там, в битве под Измаилом, Кутузов потерял глаз,
и Тимохину памятна эта битва.
Кутузов был рад этой встрече, но когда увидел, что
Тимохин "вытянулся так, что казалось, посмотри
на него главнокомандующий еще несколько времени,
капитан не выдержал бы", он отвернулся, желая
облегчить положение старого товарища.
1. Смотр под Браунау.
— Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
— Сравните эпизоды «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?
— Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом «Смотр под Браунау»?
— В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
— Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
— Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
— Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора к народу и о высоком духе русской армии.
2. Переправа через реку Энс.
— Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?
— Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и различное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?
— Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
— Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как — штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?