Анализ отрывка оды ломоносова на день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни Императрицы ...
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
АНАЛИЗ И О ЧЁМ ЭТА ОДА пожалуйста
ААААААНННАААЛЛЛЛИИИИЗЗЗЗЗЗ
"Ода на день восшествия..." написана в 1747 г.
Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.
В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты
Академии наук, вдвое увеличив количество средств на её нужды.
Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле
распространения просвещения в России.
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу
мирным временам,
которые способствуют процветанию государства и благополучию
народа.
Елизавета, Петр, Екатерина – рисуются идеализированно
как монархи-просветители, покровительствующие наукам,
образованию.
Ломоносов рисует образ идеального государя, показывает,
каким он должен быть, дает “урок царям”.
Через прославление Елизаветы как хранительницы
просвещения и наук прославляются сами науки.
Ломоносов славит Петра за создание регулярной армии
и флота, и особенно за распространение наук:
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки...
Затем, упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов
вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось
бы видетьдостойную дочь великого отца, такую же
покровительницунауки и искусства.
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатства в оных потаенно
Наукой будет откровенно...
"...Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь"
В 1747 г. Правительство Елисаветы увеличило ассигнования на академические нужды. Этот факт дал Ломоносову возможность воспеть самую задушевную его идею-идею высокой национально-государственной и нравственной пользы наук.
о том что императрица будет поддерживать науку российскую