ГАЛИНА
Высший разум
(2401567)
5 лет назад
Теме "футлярной" жизни и "футлярных людей" посвящены
рассказы"Человек в футляре","Крыжовник","Ионыч","О любви"
Рассказы имеют много общего, как в содержании, так и в
повествовательной структуре.
Чехов с иронией описывает, как человек старается отгородиться
от всего мира, “надеть” на себя “защищающий”его футляр.
Эта тема в рассказах Чехова имеет различные оттенки,
так как шаблоны, футляры, стереотипы мышления
и поведения разные у каждого героя.
В рассказе "Человек в футляре" футляр носит социально-
политическую окраску.
Футляром здесь является страх перед жизнью,
"не запрещенной окончательно, но и не разрешенной вполне".
Вся логика образов рассказа, внутреннее содержание
направлены против футляра, холодного нежелания
посмотреть в лицо действительности.
Чехов раскрывает суть философии "малых дел",прикрывающей
равнодушие к главным жизненным вопросам.
Футляр - это оболочка, защищающая человека от внешних
влияний, отъединяющая его, позволяющая прятаться от
действительной жизни.
Древние языки - футляр, защищающий от современности;
любовь к порядку, к ясным и точным запрещениям - футляр
для мысли.
Всё это вместе взятое - олицетворение консервативной,
охранительной силы.
Герой рассказа" Человек в футляре" живет по принципу:
“Как бы чего не вышло! ”
(Страх перед жизнью, перед каким-либо изменением,
страх провиниться в чьих-то глазах, вызвать недовольство
Беликов - это живое олицетворение законов,
любых ограничений, которые накладываются на
человека даже не столько обществом, сколько
самим человеком.
Он прячется в "футляр" из чувства самосохранения,
ему уютно только в собственном идеальном мире,
внешний мир его не только пугает, но он ему не нужен.
Беликов смешон благодаря своему наряду, поведению,
образу жизни.
Чехов с иронией описывает, как этот человек старается
отгородиться от всего мира, надеть на себя защищающий
его футляр.
Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и тёмных
очков до вечной фразы “Как бы чего не вышло! ”
Человек загнан обществом в "футляр".
И особенно хорошо Чехов демонстрирует это в рассказе
"О любви" на примере Алехина,
который, казалось бы, хочет изменить свою однообразную жизнь,
вырваться из "футляра", но в то же время не решается
расстаться со спокойствием и удобствами устоявшейся жизни.
Анна Алексеевна тоже предпочитает "футлярное" существование
и не решается на перемены.
Она хочет любви, но серая, привычная жизнь с мужем и детьми
ближе и понятнее ей, чем новая, в которой, скорее всего,
она будет отвергнута обществом, не прощающим любых попыток
разрушить существующие порядки.
Анна Алексеевна злиться из-за нерешительности и на себя и на
Алехина. Она становится раздражительной и, наконец, вынуждена
лечиться от нервной болезни.
Лишь предстоящая разлука заставляет Анну Алексеевну и Алехина
признаться друг другу в любви, но делают они это, понимая,
что их признания уже не смогут ничего изменить.
После отъезда Анны Алексеевны Алехин продолжает жить
по-прежнему, и ему остается лишь сожалеть о несостоявшемся
счастье.
К сожалению, Алехин это понял слишком поздно.
Долгое время он и его возлюбленная находились под властью
светских условностей.