ГАЛИНА
Высший разум
(2401546)
4 года назад
Именно с Островского начинается русский театр в
его современном понимании: писатель создал
театральную школу и целостную концепцию игры
в театре.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии
экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому
нутру.
Основные идеи реформы театра:
· театр должен быть построен на условностях
(есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
· неизменность отношения к языку: мастерство речевых
характеристик, выражающих почти все о героях;
· ставка не на одного актёра;
· "люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу -
её можно и прочитать".
Театр Островского требовал новой сценической эстетики,
новых актёров. В соответствии с этим Островский
создает актёрский ансамбль.
Новаторство Островского проявилось уже в тематике.
Он круто повернул драматургию к жизни, к её повседневности.
Именно с его пьес содержанием отечественной
драматургии стала жизнь, как она есть.
Разрабатывая весьма широкий круг тем своего времени,
Островский пользовался по преимуществу материалом
быта и нравов верхнего Поволжья и Москвы в особенности.
Но вне зависимости от места действия пьесы Островского
раскрывают существенные особенности основных
общественных классов, сословий и групп русской
действительности.
В пьесах Александра Николаевича изображаются
обычные ситуации с обычными людьми, драмы
которых уходят в быт и человеческую психологию.
Новаторской чертой драматургии Островского являются
обширные экспозиции в его пьесах.
Кроме того, Островский одним из первых в русской
драматургии вводит в свои произведения пейзаж,
что отражается в живописных декорациях.
В "Грозе",например это замечательные виды волжских
просторов.
Еще одна новаторская черта пьес драматурга –
широкое использование фольклора;
народные песни, поговорки, пословицы.
Таким образом, в пьесах Островского особое значение
приобретает "фон" (пейзажный, фольклорный),
на котором развивается основное действие.
Одна из существенных черт такого фона – присутствие
на сцене ряда персонажей, которые, не участвуя в
основной интриге, очень важны для понимания общего
смысла произведения.
В "Грозе" это Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша,
полусумасшедшая барыня, другие лица.
И драма, и трагедия вырастают у Островского не из
каких-либо экстраординарных обстоятельств,
а из повседневности, из той атмосферы, в которой
постоянно живут герои.
Недаром драматические произведения Островского
нередко называют "пьесами жизни".