Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Киномания
+3

Что такое "подтекст"? (если можно пример)

Дополнен

а можно пример?

Дополнен

вопрос задан в "Литературе"

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
5лет

скрытый смысл

Аватар пользователя
Высший разум
5лет

Сами мы не местные, подтекстов ваших не могим понимать )))

А если что, так ведь )

Подтекст - это, то что скрыто «под текстом». Сам по себе текст всего лишь набор из букв и пригоршни знаков препинания. Они ничего не значат - такие простые, но за ними скрывается что-то другое. В белых междустрочных проемах проблескивают переживания главного героя или красота другого мира.

Ну например

Парень подходит к девушке.

— Привет! Хочешь выпить кофе?

— Спасибо, я уже.

А на деле )

Парень подходит к девушке:

— Привет! Ты мне нравишься. Давай попьем кофе, пообщаемся, может, и я тебе понравлюсь?

— Ты мне не интересен, я не хочу с тобой общаться. Без обид.

Если по-простому, хотя и без явного духовного подтекста, народная мудрость гласит: «Собака лает, слон идёт».

Литература ...

Если герой сам будет рассказывать нам о своем внутреннем состоянии, это чаше всего не произведет впечатления достоверности, иногда же может звучать и вовсе комично. Епиходов или Раневская в «Вишневом саде» Чехова могут говорить про себя, что они страдают - это производит соответствующее замыслу автора комическое впечатление. А вот Лопахин, например, или Варя говорить о своих страданиях вслух не могут - это разрушило бы психологический облик этих персонажей и изменило авторское отношение к ним, - но за их бытовым, внешне спокойным диалогом мы чувствуем именно страдание - глубоко скрытое и именно поэтому возбуждающее искреннее сочувствие.

Пейзажная картинка, нарисованная Твардовским с помощью подтекста: "В лесу заметней стала елка".

Здесь у подтекста уже несколько иные функции. В первом случае он создает романтический колорит, просветленное элегическое настроение, снимая излишнюю подробность и натуралистичность, которые шли бы вразрез с общим романтическим строем поэзии. Во втором случае подтекст создает яркий, мгновенно встающий перед глазами поэтический образ, «освежая» восприятие осеннего леса, желтых деревьев, на фоне которых резко выделяется зеленая елка.

Хватит, работать пора )))

Аватар пользователя
Высший разум
5лет

Вся мировая литература основана на подтексте.

Это то, что осталось за кадром, между строк,
то, что не лежит на поверхности, о чём надо размышлять
и думать, что, надо признаться, дано не всем.

Возьмём, к примеру, повесть "Бэла" из романа
"Герой нашего времени", если читали, конечно, ---
вы у нас всё больше по фильмам))

Смерть Бэлы. Печорин является прямым виновником её гибели.
Он переживает эту трагедию чрезвычайно сильно, но внешне
ничем себя, казалось бы, не выдаёт.

К нему подходит ММ и пытается его утешить:

"Я вывел Печорина вон из комнаты, и мы пошли на крепостной вал;
долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова,
загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного,
и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.
Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке.
Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить;
он поднял голову и засмеялся...
У меня мороз пробежал по коже от этого смеха..."

Вот вам и подтекст.
Печорин смеётся после соболезнования Максима Максимыча.
Неужели ему смешно в эту минуту? Конечно же, нет.
Почему "мороз пробежал" у ММ от этого смеха?

Этот смех -- граница между разумом и безумием героя.

Аватар пользователя
5лет

говоришь одно но все понимают шо хотел сказать на самом деле. например- идешь ты лесом!

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
5лет

По-моему, яркий пример подтекста в приводимом ниже стихотворении Юрия Левитанского. В нем рассказывают историю новогодней елки, но речь совсем о другом:

...Но вот зима,
и чтобы ясно было,
что происходит действие зимой,
я покажу,
как женщина купила
на рынке ёлку
и несёт домой,
и вздрагивает ёлочкино тело
у женщины над худеньким плечом.
Но женщина тут, впрочем,
ни при чём.
Здесь речь о ёлке.
В ней-то всё и дело.
Итак,
я покажу сперва балкон,
где мы увидим ёлочку стоящей
как бы в преддверье
жизни предстоящей,
всю в ожиданье близких перемен.
Затем я покажу её в один
из вечеров
рождественской недели,
всю в блеске мишуры и канители,
как бы в полёте всю,
и при свечах.
И наконец,
я покажу вам двор,
где мы увидим ёлочку лежащей
среди метели,
медленно кружащей
в глухом прямоугольнике двора.
Безлюдный двор
и ёлка на снегу
точней, чем календарь нам обозначат,
что минул год,
что следующий начат.
Что за нелепой разной кутерьмой,
ах, Боже мой,
как время пролетело.
Что день хоть и длинней,
да холодней.
Что женщина...
Но речь тут не о ней.
Здесь речь о ёлке.
В ней-то всё и дело.