ГАЛИНА
Высший разум
(2402815)
4 года назад
Всё, что написано Оскаром Уайльдом, читать, конечно,
нелегко (интеллектуальный роман в декадентском стиле).
Это такой пласт совершенно необычной литературы, мыслей,
остроумия, сарказма, блеска, блестящих диалогов, изящества,
парадоксов.
Смысл
Три вида любви-романтическая, чистая, глубокая и возвышенная,
обыденная и телесная – оттеняют в романе самую страшную
форму любви – любовь к самому себе.
Главный герой романа Дориан Грей любит только себя и
Красоту, окружающую его и являющуюся продолжением
его личных внешних достоинств.
Вечно молодой юноша ценит только чувственные
наслаждения – радость телесных утех, блеск драгоценных камней,
нежные переливы восточных тканей.
Всё, что лишено идеальной составляющей, утрачивает для него
свою прелесть раз и навсегда.
Так происходит с Сибилой Вэйн, в которую Дориан влюбляется
не как в конкретную женщину, а как в целый сонм романтических
героинь предшествующих культурных эпох.
Молодая актриса, в свою очередь, начинает испытывать
страстную привязанность к Дориану в силу своего юного естества,
жаждущего отринуть от себя воображаемый мир театральной
игры и войти в реальную жизнь со своим пылающим сердцем.
Став реальной, Сибила перестаёт быть тем, что любит в ней
Дориан.
Столкновения с жизнью девушка не выдерживает.
Её самоубийство проходит для героя практически незаметно,
в то время, как даже самый циничный персонаж роман,
лорд Генри Уоттон, отдаёт должное поступку молодой актрисы,
вселяющему в людей "веру в существование настоящей
любви".
Романтическая любовь Сибилы Вэйн самая скоротечная
в романе.
Истинная, глубокая любовь художника Бэзила Холлуорда к
Дориану Грею – самая постоянная.
С неё начинается произведение, а заканчивается она только
вместе со смертью персонажа.
Чувства портретиста описываются в романе и как влюблённость
в прекрасный образец человеческой природы, и как вознесение
идеально красивого человека на пьедестал искусства.
С одной стороны, Бэзил Холлуорд испытывает искреннюю,
возможно даже телесную, любовь к златокудрому аристократу.
Об этом свидетельствуют его страхи и рассказ о
пересекающихся взглядах с Дорианом.
С другой стороны, художник влюблён в юношу как в Красоту,
возводящую его творчество в ранг высшего образца
современного искусства.
Лорд Генри Уоттон, в противовес идеалистически настроенным
Бэзилу и Сибиле, видит в любви её земную, бытовую суть.
Этот персонаж смотрит на жизнь с позиции естествоиспытателя.
Он постоянно сыплет философскими сентенциями на тему
любви и брака, видя в первой её ничем не прикрытое
чувственное естество. Для лорда Генри любовь давно стала
чувством повторяющимся, имеющим своё начало и конец,
возникающим раз за разом и лишённом какой бы то ни было
романтики.
Уоттон не верит ни в вечную любовь, ни в верность, связывая
последнюю с обычной физиологией. При этом он не лишён
понимания того, что настоящая любовь всё-таки существует,
но не в его жизни, наполненной научным цинизмом и
экспериментами над человеческой натурой.
Роман Уайльда достаточно близок символизму. Символична
вся фабула романа: гений художника служит зеркалом души
человека, в котором отражается вся ее грязь.
Портрет тоже приобрел символическое значение: он стал
проявлением сущности, изобразить которую, воплотить в
конкретную форму лишь интуитивно мог истинный художник.
В преображениях портрета высказана суть того, что
совершается в романе.
Художник Бэзил Голуорд создал портрет Грея, который
имел волшебную способность - на нем отражались
все порочные моменты жизни героя, тогда как сам он с
охранял чистый юношеский вид, с годами красота его
только расцветала.