ГАЛИНА
Высший разум
(2406274)
4 года назад
Главная мысль (идея) повести – в том, что истинное служение искусству
требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания
высокой ответственности перед обществом за талант.
Ни того, ни другого недоставало Чарткову. “Талант есть
драгоценнейший дар Бога – не погуби его",– так учит своего сына
старый художник, это и составляет основную идею произведения.
В повести два совершенно разных художника, судьбы которых связаны
одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта
к гибели, а во втором - путь от совершения греха к добру.
“Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об
этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на
Васильевском острове. В короткое время Чартков входит в моду:
"схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов,
удовлетворяя самые разные притязания."
Он богат, принят в аристократических домах. На полотнах Чарткова
заиграли яркие, кричащие краски; хорошенькую головку Психеи
заменит томное личико Лизы, на котором “можно обнаружить
тяжёлые следы безучастного прилежания к разным искусствам”.
Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи.
Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”.
Они попытаются скрыть следы деформированной действительности
за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии.
Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже
всякому вдоволь благообразия... Он будет дивиться чудной быстроте
и бойкости своей кисти... ”
Польстив ради успеха "аристократической даме" (читай-богатым заказчикам),
он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова,
изменил ему. Сделав своим призванием накопление богатств,
угодливое служение верхам общества, Чартков мог создавать
лишь стандартные, лишенные всякой живой мысли, живого чувства
портреты знатных сановников, аристократических дам, но он потерял
Дар передать в искусстве большую жизненную правду,
Талантливый художник превратился в жалкого ремесленника,
неспособного создавать подлинные художественные ценности.
Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил свой талант,
поставив сиюминутную славу, материальный успех выше искусства.
Отсутствие живой веры в Бога как источника всякого блага и
готовности обратиться ко Творцу в чувстве покаяния приводит
Чарткова к краху: художник возненавидел искусство.
Он начинает скупать все талантливые произведения и уничтожать
их с "бешенством" и "адским" наслаждением.
Деньги играют роковую роль в его жизни: в начале они стали
причиной гибели его таланта, сейчас он использует их на то,
чтобы уничтожать талантливые произведения других художников.
Другой художник нарисовал на заказ портрет ростовщика. Но вскоре
художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет
ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось
несчастье. Художник становится отшельником, уходит в монастырь.
Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса. Таким способом он
исцелил свою душу: "Нет, нельзя человеку с помощью одного
человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая
сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде
твоем". После этого он завещает своему сыну - молодому художнику
уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого
дьявола.
Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение;
главная цель живописца - "пробуждать чувства добрые".
Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник:
"кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою".